Ви є тут

Государственная политика в области книгоиздания в условиях рынка

Автор: 
Соловьев Владимир Николаевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1998
Артикул:
1000181972
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ............................................. 3
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО
РЫНКА В РОССИИ........................... 12
1. Современные глобальные тенденции производства и «' распространения информационных продуктов 12
2. Социально-информационное пространство:
сущность, структура, динамика развития... 25
3. Особенности российского информационного рынка: институциональный анализ.............. 40
Глава 2. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КНИГОИЗДАНИЯ 60
1. Проблемы и противоречия современной книгоиздательской политики............ 60
2. Особенности книгоиздания в условиях федеративного государства............. 77
3. Общие контуры новой государственной политики в области книгоиздания......................... * • 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................... 99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И
ИСТОЧНИКОВ.......................................... 109
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Анализ текущего состояния государственной политики, осуществляемой в сфере книгоиздания, -важная исследовательская задача, поскольку печатное слово и прежде всего книга традиционно занимают особо значимое место в отечественной культуре, во многом определяя ее нынешнее состояние и тенденции развития. В связи с активным переходом российского общества к рыночным отношениям книга стала рассматриваться уже не только как элемент культуры, но и как специфический товар, информационный продукт. Такого рода ’’двойное" измерение проблем книгоиздания предполагает, что изучение его текущего состояния должно осуществляться с привлечением социологических и экономических данных, тенденций развития информационного рынка в России и во всем мире.
Статистика показывает, что в последние пять-шесть лет в России идет последовательный процесс снижения тиражей и количества наименований выпускаемой книжной продукции, значительно меняется ее качественная структура. Достаточно отметить, что тиражи издаваемых в России книг за последние 7-8 лет упали в 4-5 раз.1 В этой связи очень важно выяснить, в какой степени столь резкое снижение тиражей было обусловлено просчетами в государственной политике именно в сфере книгоиздания и в какой степени оно явилось результатом рыночных преобразований. Отсюда вытекают не менее важные вопросы о возможностях и путях нейтрализации негативных социальных последствий быстрого вхождения книгоиздания в рынок, о степени эффективности политики законодательной и исполнительной власти и, главное, о том, какие конструктивные формы эта политика должна обрести и какие целенаправленные усилия необходимы для ее осуществления.
1 См.: Печать Российской Федерации в 1996 г. Статистический сб. Под ред. Г.Н. Матрюхииа. М., 1997.
институтов в этой сфере, а также разработки общих контуров государственной политики, отвечающей современным реалиям развития книжного рынка.
Практическая ценность.
Полученные в ходе исследования выводы и выявленные закономерности позволили сформулировать ряд практических предложений по совершенствованию государственной политики в сфере книгоиздания с учетом уже приобретенного опыта, а также того нового, что имеется в зарубежной теории и практике книгоиздания. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы в ходе подготовки и переподготовки государственных служащих, работников печати. Выводы и рекомендации исследования имеют определенную ценность и для практиков: руководителей издательских, книготорговых и
полиграфических фирм.
Апробация работы.
Диссертация обсуждалась на заседании кафедры социологии и политологии ИППК МГУ им. М.В.Ломоносова, Постоянной комиссии по культуре,науке, образованию, информации Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ. Положения диссертационного исследования излагались в докладе на научно-практической конференции: "Читающая Россия: мифы и реальность" (Москва, 1997 г.), отражены в публикациях, а также прошли определенную апробацию в ходе многолетней практической работы автора в сфере книгоиздания.
Структура и объем диссертации.
Диссертация состоит из введения, заключения, двух глав, списка использованной литературы
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
1. От новых информационных потребностей к
информационному постиндустриальному обществу
При рассмотрении всех современных социально-экономических и политических процессов их важной составляющей является информация“. Эффективность принятия глобальных международных и индивидуальноконкретных решений зависит прежде всего от имеющегося объема информации. При этом важна именно та информация - релевантная информация - которая непосредственно способствует выбору наиболее оптимальной альтернативы Действий, существенно уменьшая при этом неопределенность всей ситуации.
В конце этого столетия резко усилилась значимость релевантной информации, т.е. информации, прямо соотносящейся с решением конкретной проблемы. Это было вызвано рядом причин, среди которых главное - значительное усложнение социальной жизни, увеличивающее информационные потребности людей. Участниками хозяйственного процесса, - как пишет лауреат Нобелевской премии К.Эрроу - стали не только государства и фирмы, но и частные инвесторы,12 т.е. по-сути миллионы граждан.
Признание роли информации как одного из важных факторов, влияющих на положение на рынке, приводит к выводу о том, что информация становится не просто сообщением, имеющим конкретное
11 Засурский Я.Н. Роль средств массовой информации в обществе // Вестник МГУ. -1995. № 2. С.3-6; Симоненко В.В. От индустриального к информационному обществу // Социально-политический журнал. 1995. № 4. С. 208-218.
12 Эрроу К. Информация и экономическое поведение. // Вопросы экономики. 1995. №
5. С.98.