Ви є тут

Циклические процессы в драматургии : (За падноевроп. и рус. драматургия ХVI - XX вв. )

Автор: 
Покорская Е. Я.
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1994
Артикул:
1000190275
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Ob
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение ........................................... I
Глава I. ЭМПИРИКА И ДЕДУКЦИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ.... 5
Глава П. ДРАМАТУРГИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ МОДЕЛИ 34
Глава Ш. ЦИКЛИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ИСТОРИИ ДРАМАТУРГИИ: МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ................................. 68
Глава 1У. ЦИКЛИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ИСТОРИИ ДРАМАТУРГИИ: СТРУКТУРНЫЕ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ.......................................... IOI
Заключение ....................................... 181
Приложение ....................................... 183
Библиография ..................................... 188
/
ВВЕДЕНИЕ
Многие годы искусствоведение утверждало и отстаивало суверенность своих методов исследования, когда искусство анализируется как феномен уникальный, чрезвычайно тонкий и многозначный. Поэтому любая попытка точно зафиксировать, измерить художественные объекты /будь то отдельные произведения искусства, творчество художника либо целостные направления и стили/ заранее объявлялась невозможной, или, по крайней мере, априорно бес плодной. Неслучайно в искусствоведении сложилась определенная диспропорция между историческими, критическими и теоретическими разделами: тщательно и подробно воссоздана история искуств; критики всесторонне изучали современное состояние искусства. Ме жду тем немногочисленные теоретические труды рассматривали, как правило, лишь чистные аспекты - специфику выразительных средств данного вида искусства, эволюцию отдельных содержательных или формальных компонентов и т.д. Соприкасаясь с неповторимой, сложной природой искусства, гуманитарии невольно занимали позиции своеобразного культурного агностицизма: феномен восприн нимался непознаваемым в своей глубинной сущности, по отношению к искусству возможно лишь интуитивное прикосновение, угадывание, эмоциональная сопричастность, но не точный рациональный анализ, где предполагается дистанция, известная свобода от объекта.
Однако, изучая художественные процессы как совокупность уникальных явлений, рассматривая множество исторических и куль-
- 17 -
торы формулируют как работу ’‘генераторов двух различных познавательных стратегий и разных способов обработки информации: левое полушарие оперирует последовательностями дискретных элементов, обеспечивает логическую последовательность, категоризацию, владеет концепциями, а правое ведает целостными образами и высказываниями, может реконструировать и запоминать ситуации чувственного опыта..., обеспечивает анализ конкретных индивидуальных признаков объекта и формирование гештальта /целостного образа/, лежащего в основе мнговенного чувственного “схватывания" конкретных впечатлений. Иначе говоря, человек обдадает двумя знаковыми моделями мира, с помощью которых познает окружающую действительность. В процессе восприятия мира каждое полушарие использует свой язык, свою стратегию, а их сложно протекающий “диалог" определяет динамику мыслительных процессов“^.
В психологии творчества неоднократно отмечалось, что самые разные творческие личности /независимо от того, являлись ли они деятелями науки или культуры/ могут тяготеть к одному из двух типов психических процессов. Неслучайно различия между этими категориями творцов трактовались как оппозиция мыслительного и художественного типов /на это обращал внимание еще И.Павлов/: у представителей первого типа преобладают аналитические процессы, а у представителей второго - синтетические.
И хотя, бесспорно, творчество всегда есть сочетание процессов обоих типов, своеобразный диалог между ними, тем не менее,-в соответствии со своей индивидуальностью, а также с требованиями "духа эпохи" конкретный творец может ориентироваться, тяготеть
I) Лотман Ю.,Николаенко Н. указ.раб.,с.31
- 18 -
/в том или иной степени/ к одному из указанных типов. В качестве исходного принципа мы выделяем факт доминирования одного типа процессов над другим; именно это доминирование придает своеобразную окраску деятельности творца. Поэтому, в случае, когда в сознании и всей психической деятельности личности доминируют аналитические процессы, можно говорить о более или менее явно выраженном ’’аналитическом" типе сознания, а когда доминируют синтетические процессы - о "синтетическом" типе сознания.
Асимметрия познавательных процессов в науке и культуре.
Вполне естественно, разные виды творческой деятельности по-своему тяготеют к этим двум полюсам. Это особенно наглядно видно при сравнении, допустим, математического творчества и художественного. Но даже в рамках одной и той же области - к примеру, математики, которая вроде бы непосредственно связана с логическим /аналитическим/ мышлением, - может проявляться различная степень ориентации на процессы того или иного типа.
В работе М.Яглома рассмотрены различные виды математических построений и разные личностные типы ученых математиков. Ав-
тор приходит к выводу о довольно четком разделении деятельности^
1) Яглом М.Почему высшую математику открыли одновременно Ньютон и Лейбниц? В кн.: Число и мысль,вып.о,М. /’Знание ",1983.
2) В этом отношении автор следует традиции крупнейшего математика Г.Вейля, который в своей лекции Топология и абстрактная алгебра как два пути математического мышления’’/1931г./вьщвинул концепцию двух типов ученых-математиков:тех,кто работает с абстрактно-алгебраическими конструкциями/"алгебраисты ,и тех /’’геометров" которые базируются на наглядности и топологических соображениях /топология того времени была чисто геометрической наукой/.К ученья первого типа Вейль отнес К.Вейерштрасса, второго типа -Б.Римана
и Клейна. Говоря о собственном творчестве,Вейль отмечал, что ему