Ви є тут

Государственная политика в сфере культуры современного российского общества : Сущность, особенности, тенденции развития

Автор: 
Погонченков Александр Александрович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000231538
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение........................................................ 3
Глава 1. Анализ новых тенденций в организации культурной
жизни............................................. 12
1.1. Новая культурная реальность и новый концептуальный аппарат.......................... 12
1.2. Сдвиг базовых ценностей как предпосылка смены культурной модели............................... 28
1.3. Средства массовой информации и трансляция
новых культурных моделей.^.;., ;..*»•............. 44
1.4. Культурная политика в условиях финансового кризиса: проблемы институциональной
реорганизации................................................................... 57
Глава 2. Формирование институциональных основ
государственной культурной политики.................. 71
2.1. Реорганизация культуры: новое в управленческой практике............................................ 71
2.2. Социокультурная ситуация в контексте культурологического образования............................... 87
2.3. Институциональный каркас новой культурной политики
на федеральном и региональном уровнях.................. 103
Заключение...................................................... 115
Список использованной литературы и источников................... 120
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Происходящие значительные изменения социокультурной ситуации в России выдвинули на первый план исследований проблему анализа процессов и механизмов культурных трансформаций. Речь идет, с одной стороны, о рассмотрении фундаментального ценностного сдвига, который произошел в общественном и индивидуальном сознании в последнее десятилетие и который имеет сугубо российские корни; с другой стороны, о глобальной тенденции усиления роли культу ры как базового регулятора человеческой деятельности, “мотивирующей” силы социальных изменений. Наложение этих двух типов культурных сдвигов - российского и общемирового - создало крайне сложную картину реальных социокультурных процессов, анализ которых требует привлечения усилий не только культурологов, но и социологов, политологов, экономистов.
Принципиально новым моментом в теоретическом рассмотрении российской культуры является признание того факта, что традиционные формы культурной организации и культурной жизни потеряли свое прежнее значение. На роль основного субъекта организации культурной жизни все более активно претендуют центральные средства массовой информации, и прежде всего - телевидение. Это объективно обусловлено как изменениями в культурных предпочтениях основной массы российского населения, так и теми неравными финансовыми условиями, в которых се-
11
цию, а также формирование независимой сети профессиональных творческих ассоциаций, фондов, объединений.
Теоретическая значимость. В работе предпринята попытка выявления новых путей реорганизации и повышения действенности культурной политики, соответствующих общей социокультурной, экономической и финансовой ситуации в стране.
Практическое значение. Выводы диссертационного исследования дают возможность построения общих контуров новой управленческой модели в сфере культуры как на федеральном, так и на региональном уровнях. Материалы исследования могут быть использованы в практической работе органов государственной власти, для подготовки и переподготовки работников сферы культуры, а также в вузовском учебном курсе «Культурология».
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре социологии и политологии Московского государственного открытого педагогического университета. Ее основные положения нашли отражение в выступлениях автора на конференциях и семинарах (Москва, 1991; Санкт-Петербург, 1993; Ярославль, 1994; Тула, 1996; Москва, 1998). Своеобразную апробацию идеи исследования нашли в «Законе о культуре Московской области», в разработке которого автор принимал непосредственное участие, а также в процессе многолетней работы в Комитете по культуре и туризму Московской области.
Структура диссертации. Диссертация включает введение, две главы, заключение и список литературы.
12
Г л а в а 1
АНАЛИЗ НОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ жизни
1.1. Новая культурная реальность и новый концепту альный аппарат
Раскрытие темы исследования невозможно без содержательного анализа категории “культура” - одного из самых многозначных понятий, используемых в практическом обиходе и научной коммуникации. Частично эта многозначность объясняется тем, что данная категория имеет крайне сложную языковую и междисциплинарную историю. Непосредственно само понятие “культура” впервые получило трактовку в русском языке только в 1845 г. в Карманном словаре иностранных слов, изданных
Н. Кирилловым. Однако в тот период оно еще прочно не обосновалось в словарях русского языка и только в 80-90-ые годы прошлого века получило столь же широкое распространение, как и в западноевропейских языках.
Согласно “Толковому словарю” В. Даля, “культура - это “обработка” и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное...” Не входя в детальное обсуждение всех вопросов эволюции значения данного понятия1, отметим следующие основные и наиболее употребляемые смыслы понятия “культура”:
- обозначение форм, процесса и результатов интеллектуальной деятельности, прежде всего, художественной и научной литературы, музыки, живописи, театра, кино, науки;
1 См. об этом: Гуревич П.С. Культурология. Учеб. Пособие. - М.: 1996; Философия культуры: Становление и развитие. Уч. пособие (Под редакцией М.С. Кагана, Ю.В. Перова, В.В. Прозерского, Э.П. Юровской). - СПб.: 1995; Степанов Ю.С. Константы мировой культуры. -М.: Наука, 1997; Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. -М.: Прогресс, 1995.