Ви є тут

Антикриминальная молодежная политика как способ регулирования социальных делинквенций в подростковой среде

Автор: 
Емелин Павел Викторович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1998
Артикул:
1000262428
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение.
Актуальность темы. Процесс радикальных изменений, наблюдаемый в настоящее время практически во всех сферах жизнедеятельности российского общества, оказывает весьма значительное, если не определяющее, влияние и на такое социальное явление, как преступность. Политика разделения общества по признаку обладания или необладания более или менее значительной собственностью, проводимая в настоящее время государством, не может не провоцировать роста количества совершаемых деяний как девиантного, так и прямо делинквентного характера. Даже официальные данные о количестве зарегистрированных преступлений (см., напр., [27], [56]) достаточно четко обрисовывают его тенденцию к увеличению, а постоянно растущий уровень латентности добавляет в эту удручающую картину весомые штрихи отнюдь не успокаивающего характера. При этом постоянно растет число тяжких преступлений [27].
Особое внимание, несомненно, должно сейчас уделяться анализу подростковой преступности. Помимо очевидных моральных и социальных причин, такое отношение к этой проблеме диктуется простейшим сравнением: например, в 1958, 1959, 1960 гг. среди лиц, привлеченных к уголовной ответственности, доля несовершеннолетних составляла соответственно 4,9, 3,1 и 2,9% [14], в последние же годы эта цифра перешагнула 8-процентный рубеж (см. [27], [86], [87]). Опубликованные Главным управлением обеспечения общественного порядка Министерства внутренних дел РФ данные показывают, что за послед-
2
ние пять лет подростковая преступность в Российской Федерации возросла на 17%, и число зарегистрированных преступлений (т.е. даже без учета латентности, которая, как показывает опыт, по этому виду преступлений весьма высока), совершенных несовершеннолетними в 1997 году, намного превысило 200 тысяч [78]. Данные, характеризующие динамику изменения последнего показателя, достаточно красноречивы: если в 1960-1970-е годы это число составляло 80-100 тысяч, то в конце 1980-х - уже 130-180, а начиная с середины 1990-х оно достигло 200-тысячного рубежа [27]. Здесь следует принимать во внимание тот немаловажный факт, что последние годы население Российской Федерации неуклонно убывает, и соответственно уменьшается также численность отдельных социальных групп, в частности, детей и молодежи.
Межэтнические конфликты, развитие националистических движений в некоторых республиках бывшего СССР приводят к увеличению в России числа вынужденных мигрантов, беженцев, возрастает, соответственно, и слой подростков, лишенных нормальных условий жизни. Обостряется проблема бездомности несовершеннолетних, ставших таковыми вследствие незаконных сделок с жилыми помещениями их родителей. Каждый третий подросток не может поступить на работу вследствие отказа в приеме, что толкает его на поиск средств к существованию, в том числе противоправный. В то же время именно эта причина привела к нарушению закона 10% из числа всех подростков, совершивших преступления в последние годы ([4], [27]).
Ежегодно более 90 тысяч детей совершают общественно опасные деяния до достижения 14 лет - возраста привлечения к уголовной ответственности. В 1997 году на учет в органы внут-
з
зис теории состоял в том, что индивид, будучи не в силах преодолеть противоречие между превозносимыми обществом ценностями и установленными этим же обществом правилами для их достижения, отрицает эти правила в своих действиях по обретению указанных ценностей, т.е. нарушение этого равновесия служит основанием для возникновения состояния аномии. Вывод Мертона был таков: антисоциальное (и, соответственно, преступное) поведение заметно возрастает, если в обществе (по его мнению - в любом) превыше всего превозносятся определенные символы успеха, номинально общие для населения в целом, в то время как сама социальная структура этого общества ограничивает, а чаще - практически полностью устраняет доступ к законным средствам завладения такими символами для ощутимой части этого населения.
Нетрудно заметить, что, например, в нынешнем российском обществе ситуация именно такова, и оно находится в состоянии аномии, что уже отмечалось отечественными исследователями (см., напр., [37]). Абсолютизирование ценностей так называемого гражданского общества, причем с заметным перекосом в сторону хотя и важной, но лишь одной из них - собственности, практически в полном соответствии с рассматриваемой теорией приводит к удивительно быстрой утрате уважения к правовым и социальным нормам, призванным регулировать способы обретения этой собственности. Например, данные социологических опросов показывают, что в Казани 68,3% учащихся старших классов средних школ и средних специальных учебных заведений считают в какой-то мере верным утверждение о том, что в России законным путем прожить нельзя. При этом полностью отрицают этот постулат лишь 5,2% [93].
16
Не удивительно поэтому, что в силу своей прямой адекватности происходящим в обществе процессам теория Мертона с момента возникновения стала одной из основных парадигм социологии и феномен аномии стал широко использоваться для объяснения причин преступности.
Ученики Мертона Р. Кловард и Л. Олин в 1961 г. опубликовали монографию “Преступность несовершеннолетних и возможности: теория молодежных криминальных групп” [116]. В ней было убедительно показано, что общество не заботится о реальности достижения подростками в будущем призитых им ценностей, что порождает разочарование и фрустрацию, ведущую к агрессии (этими причинами, кстати, некоторыми западными исследователями объясняется и агрессия как таковая во всех ее видах (см. [82]). Проявляется это следующими типичными реакциями:
1) создание воровских шаек, в которых посредством хищений молодые люди получают возможность жить в соответствии с принятыми в обществе стандартами потребления;
2) объединение в агрессивные банды, которые снимают напряжение, вызванное общественной несправедливостью, совершением актов насилия и вандализма;
3) вступление в антисоциальные группировки, где молодые люди, употребляя наркотики, алкоголь, уходят в себя, замыкаются в тесном кругу сверстников, озабоченных теми же проблемами, и таким путем пытаются заслониться от окружающего их коварства и лицемерия (цит. по [35]).
В том же 1938 г. появилась работа Торстойна Селлина "Конфликт культур и преступность". Он рассматривал в качестве криминогенного фактора конфликт между культурными
17