Ви є тут

Азербайджан на пороге XXI века : Социально-политическое развитие в системе трансформационных координат

Автор: 
Новрузов Самур Гасанович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2000
Артикул:
1000283423
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Первая
глава
1.
2.
Вторая
глава
1.
2.
3.
4.
5.
Третья
глава
1.
2.
3.
Введение
Азербайджан на пороге XXI века: особенности национального самосознания
Национально-государственные интересы
Азербайджанской республики, их специфика Проблемы этнополитического развития Азербайджана
Социологическое исследование социально-политической ситуации в Азербайджане и тенденций ее развития
Методологические основы и методические возможности социологического анализа социально-политической ситуации Демографическая динамика Социально-экономические показатели Внутренняя политика. Эффективность власти Социальная сфера и духовно-нравственные отношения
Цели, принципы и содержание концепции социально-политического развития
Азербайджана
Некоторые теоретико-методологические подходы к выбору концепции социально-политического развития
Приоритетные направления социально-политического развития государства Концепция - программа социально-политического развития страны
Стр.
4
13
15
37
48
48
64
71
92
109
133
137
157
170
з
3.1. Обеспечение социально-экономической 170
стабильности
3.2. Развитие социальной сферы и отдельных ее 182
областей
3.3. Совершенствование духовно-нравственных 199
отношений
Четвертая Основные механизмы и средства реализации 209
глава концепции социально-политического развития
Азербайджана
1. Создание правовой базы, соблюдение законности 211
и порядка
2. Расширение социальной основы реформ. Учет 220
интересов личности, социальной группы, общества и государства
3. Совершенствование структуры управления, 235
разграничение функций органов государственной власти
3.1. Организация государственного управления на 236
национальном, региональном и местном уровнях
3.2. Техника государственного администрирования 241
3.3. Подготовка, отбор и переподготовка 246
управленческих кадров
Заключение 253
Список литературы 261
Приложение 275
Анкета «Азербайджан на пороге XXI века» 276
Результаты исследования «Азербайджан на 289
пороге XXI века» (части 1-3)
32
Вступив в новую эпоху, Азербайджанская Республика столкнулась с множеством проблем: одна из самых острых - международная. Республика долгое время не могла добиться понимания своего сложного положения у мирового сообщества - сказались усилия лоббистов в центрах международной политики, власть застарелых клише, информационная блокада и беспомощность нарождающихся государственных служб. Время само потребовало срочного и кардинального обновления методов и деятельности руководства, выработки новой стратегии и концептуальных основ внешней политики.
Географическое расположение независимого Азербайджана на пересечении интересов ведущих держав предопределило необходимость формирования адекватной этому «срединному» статусу внешнеполитической концепции «Азербайджан открыт для всех стран мира». Эта концепция не предполагает выделение каких-либо приоритетов. Она учитывает необходимость гибкого баланса между западным, восточным и другими векторами национальной внешней политики и исходит из вполне обоснованного стремления молодого азербайджанского государства формировать привилегированные отношения с теми странами, которые в наибольшей степени уважают его жизненные интересы.
Одним из важнейших направлений внешнеполитической деятельности страны является многостороннее сближение и интеграция на взаимовыгодной основе со странами СНГ, превращение постсоветского пространства в зону своих жизненно важных интересов в целях укрепления военной, политической и экономической безопасности Азербайджанской Республики. При этом особое место в данных процессах отводится России.
Необходимо подчеркнуть, что отношения Азербайджана с Россией -это особые отношения и с точки зрения экономического сотрудничества, и с точки зрения обмена научными и культурными ценностями, и с точки зрения просто поддержания связей между людьми. Неизменность курса на развитие и углубление российско-азербайджанского сотрудничества
33
создает немалые резервы для его дальнейшего наращивания по различным направлениям. Многие государственные и общественно-политические деятели Азербайджана подчеркивают приоритетный характер связей с Россией, высказывают заинтересованность в использовании российского опыта проведения демократических преобразований и рыночных реформ.
Россия по-прежнему играет важнейшую роль в урегулировании межгосударственного армяно-азербайджанского конфликта и располагает здесь большими, или как минимум не меньшими, чем у других посредников (ОБСЕ, страны - члены Минской группы) возможностями влияния, которые значительно возросли после Лиссабонского саммита.
Безусловно, еще существует ряд «спорных» вопросов, которые остаются «раздражителями» в двусторонних отношениях, оказывают сдерживающее воздействие на их развитие, и от решения которых, в немалой степени, зависит сотрудничество России и Азербайджана.
Так, первоочередного внимания и серьезной проработки, в том числе и на межпарламентском уровне, требуют, в частности, каспийская проблематика, вопросы охраны внешней границы СНГ на азербайджанском участке и ряд других. Поиску решения этих сложных проблем, несомненно, будет способствовать дальнейшее наращивание политического диалога Азербайджана с Россией, в том числе на самом высоком уровне.
Когда создавалось Содружество независимых государств, Азербайджан был категорически против вступления в него.
Следует подчеркнуть, что негативные настроения по отношению к существованию Азербайджанской Республики в рамках СССР были отмечены исследователями еще в 1990 году. Так, результаты опроса населения «Об отношении населения к подписанию Азербайджаном Союзного договора», проведенные Республиканским Центром социологических исследований Азербайджанского отделения Советской социологической ассоциации 17 -21 декабря 1990 года показали, что лишь