Ви є тут

Региональная телепублицистика : Диапазон жанров, стилистика выразительных средств

Автор: 
Мартынова Татьяна Сергеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
270370
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТЕЛЕПУБЛИЦИСТИКИ 16
§ 1. Факторы, определяющие специфику региональной телепублицнстики 16
§ 2. Диапазон жанров и нравственный аспект
публицистических тслепроизвсдсний местных студий 30
§ 3. Зрительские предпочтения региональной телеаудитории 52
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ТЕЛЕПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ 62
§ 1. Творческое наследие отечественной тслепублицистики 62
§ 2. Режиссура публицистической телепередачи 92
§ 3 Критерии оценки публицистического произведения 147
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 160
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 169
ПРИЛОЖЕНИЯ
183
ВВЕДЕНИЕ
В период бурных социальных катаклизмов публицистика, как способ ориентации людей в происходящем, сплочении их во имя достижения стабильности, наведения порядка, преодоления экономических сложностей приобретает особое значение. В наши дни коренной ломки прежнего социального механизма и необходимости приспособления индивидуального сознания к новым политическим и экономическим реалиям роль телевидения в оперативном, мобилизующем отражении жизни трудно переоценить. Тем более, что малый экран давно заменил для большинства населения другие источники информации
Впервые подробное содержание термина «публицист» раскрывает В. Даль: «Публицист - писатель, более газетный, журнальный, по современным, общим вопросам, по народном)' праву»1
И. Дворецкий обращает внимание на то, что основа термина -publicitus - означает «в интересах государства или общества; публично, всенародно, открыто»2.
А еще раньше A.C. Пушкин называл журналиста «ходатаем по общественным интересам»; замечая при этом, что «не каждый выдерживает испытания публикацией. Сословие журналистов, есть рассадник людей государственных. Они знают это и, собираясь овладеть общим мнением, они страшатся унижать себя в глазах публики недобросовестностью, пе-рсметчивостькх корыстолюбием или наглостью»'.
Существуют различные мнения о публицистике, ее функциональном назначении (см. работы В.М. Горохова, Е.П. Прохорова, В.В. Ученовой)4. Однако при этом исследователи сходятся во мнении, что для этой специфической формы творчества характерно использование двух типов познания: научного и художественного.
1 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.- М.: Русский язык, 1989. Т. 3. - С. 535.
: Дворецкий И. Латинско-русский словарь - М.: Русский язык. 1976, - С. 831.
1 Пушкин A.C. Заметка о русски* журналах 1831 г. // Собр. соч.: В 6 т 4-е изд
- М.: Художественная литература. 1938. Т. 6. - С. 161.
4 Горохов В.Н Закономерности публицистического творчества. - М. 1975.
- 117 с.; Прохоров Е.П Искусство публицистики: тиучио-аналитический обзор. - М., 1987. 359с.; Учеиова В.В. Публицистика и политика -М., 1979. - 145 с.
17
государственного контроля над средствами массовой информации. Видеоизображение партийного иди советского деятеля, выступающего с трибуны или нейтральная «картинка» технологии производственных процессов не требовала длительных согласований и быстрее проходила через цензуру.
Доминирование публицистики в региональном вещании можно объяснить и спецификой аудитории.
Провинциальный зритель предпочитает видеть на телеэкране знакомые лица, образы и получать оперативную информацию о событиях в своем городе, а также такие указания, где судьбоносные для провинции решения «переплавлялись» бы в доходчивые инструкции. Конечно, не следовало бы излишне упрощать провинциальную аудиторию в сравнении со столичной, ибо провинциальность правильнее было бы определять не по интеллектуальному критерию, а по территориальному. Однако определенное - и заметное! - снижение мастерства провинциальных журналистов по сравнению со столичными, (неумение образно трансформировать официоз), определенным образом формировало ожидания провинциальной аудитории.
Если от центральных телеканалов она ожидала художественных изысков и благосклонно воспринимала поиски более выразительных средств, то от собственного телевизионного вещания провинциальная аудитория не надеялась дождаться сколько-нибудь значимых художественных открытий. И поэтому была изначально ориентирована на восприятие своего телевидение как недостаточно искусного, но исполнительного посредника между собой и властью.
Другая особенность провинциальной телсаудитории состоит в том, что в большинстве регионов дистанция между зрителями и журналистами существенно короче, чем на центральных каналах. Как правило, местные журналисты имеют очень широкий круг знакомых, особенно в тех отраслях, на освещении деятельности которых они
18
специализируются. Это налагает на них дополнительную ответственность за объективность своих материалов.
Тому же способствует и большая осведомленность зрителя о предлагаемых темах Более высокая информированность провинциальных телезрителей о тех событиях и процессах, которые местные публицисты анализируют в своих передачах, (а часто и непосредственное участие в них), требуют от последних особо тщательной проверки всех сообщаемых фактов и максимально широкого представления всех точек зрения.
Даже если в телепрограмме речь идет о каких-то малоизвестных фактах, то и в этом случае региональный журналист вынужден очень скрупулезно их интерпретировать, поскольку у провинциального зрителя имеется масса возможностей, пользуясь «личными связями», в кратчайшие сроки получить всю интересующую его информацию.
Особо бережное отношение к слову на региональном телевидении продиктовано еще и тем, что слово выступало главным первичным компонентом телевизионного вещания как на центральном, так и на региональном уровне.
А наиболее эффективное воздействие на сознание массовой аудитории мыслилось теоретиками, а затем и практиками партийно-идеологической работы прежде всего, как многократное «проговари-вание» определенных лозунгов-клише и столь же стереотипизирован-ных теоретико-логических конструкций.
Такое отношение усиливало агитационно-пропагандистские тенденции в региональном телевещании. Яркой иллюстрацией сказанного являются цикловые передачи, появившиеся на региональном телевидении «на злобу дня», к примеру: «Животноводству - ударный фронт». «За трезвый образ жизни» и тому подобные.
Повышение роли публицистики в региональном телевещании помимо причин, продиктованных местными условиями, объясняются