Ви є тут

Авторское ювелирное искусство Ленинграда-Санкт-Петербурга второй половины XX века : Истоки и эволюция

Автор: 
Габриэль Галина Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
272182
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .........................................................3
глава первая. Становление ленинградской ювелирной школы. 1920- 1950-е гг..................................................29
1.1.Состояние ювелирного производства в стране и Ленинграде в 1920- 1940-е гг.
1.2.Начало формирования ювелирной школы Ленинграда и творчество
ее основателей - Ю. Паас-Александровой, В. Поволоцкой, Р. Харитонова
глава вторая. Формирование нового художественно-пластического мышления в авторском ювелирном искусстве Ленинграда 1960-1970-х гг.................................................... 63
2.1 Дифференциация ювелирного искусства Ленинграда на производственное и авторское направления
2.2. Традиции и новаторство в творчестве ленинградских ювелиров 1960-х г.
2.3. Развитие новых художественно- пластических идей в авторском ювелирном творчестве 1970-х г. («натурстиль» и «конструктивизм»).
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Основные тенденции развития авторского ювелирного искусства Ленинграда-Петербурга 1980- 1990-х гг............... 101
3.1. Ленинградские экспериментальные выставки 1980-х г.- как форма самоутверждения нового сознания ювелира.
3.2. Формирование новой экономической ситуации в ювелирном мире Санкт-Петербурга и место в нем художников - индивидуалов.
3.3. Основные тенденции, проблемы и перспективы развития современного авторского ювелирного искусства Санкт-Петербурга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................138
ПРИМЕЧАНИЯ..................................................146
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................157
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Альбом иллюстраций ПРИЛОЖЕНИЕ II. Глоссарий
приложение III. Персоналии худож'ников-ювелиров Ленинграда-Саикт Петербурга 2-ой половины XX в.
ВВЕДЕНИЕ
В середине пятидесятых годов XX века в мировом и отечественном ювелирном искусстве начались важные процессы, обусловившие его развитие в последующие десятилетия. Как реакция на засилье серийной промышленной продукции, консервативно ориентированной на образцы и стили предшествующих эпох, альтернативно возникает авторское ювелирное искусство или как его еще называют ‘‘новое ювелирное искусство”.
Основной целью данного направления стало творческое самовыражение художника, создающего уникальное ювелирное произведение. При этом он может обращаться к самым разным, часто нетрадиционным для ювелирного искусства материалам, использовать новые приемы их обработки, искать свежие, порой парадоксальные конструктивные решения для наиболее полного раскрытия своего творческого замысла.
Под произведениями авторского ювелирного искусства обычно подразумевают уникальные, единичные вещи или авторское же их повторение. Они не рассчитаны на массовое тиражирование, хотя отдельные творческие идеи и находки, чаще всего в адаптированном виде, использовались в массовом производстве. Авторские ювелирные изделия могут использоваться как утилитарные, функциональные вещи, однако, в первую очередь они рассчитаны па выставочную, музейную среду.
15
дуальность, образность художественного языка современных мастеров Санкт-Петербурга признается сегодня на уровне европейского ювелирного искусства. Однако в отечественном искусствознании вопросы становления и развития Леиишрадской-Санкт-Петербургской ювелирной школы второй половины XX века до настоящего времени остаются практически не исследованными. Более того, они практически не ставились в нашей искусствоведческой науке, где пока не произошло и научного осмысления особенностей развития советского ювелирного искусства в целом.
Причины, по которым эти вопросы долгое время не привлекали внимания специалистов, надо искать, прежде всего, в исторических и экономических условиях самого существования авторского ювелирного искусства в нашей стране. Поставленный с самого начала в сложные условия ‘‘выживания”, в унизительную ситуацию полу подпольного существования, этот вид творчества долгое время находился на положении падчерицы в иерархии советского искусства. В альбомах, каталогах, посвященных юбилейным выставкам и мероприятиям, произведения советских ювелиров, в том числе и ленинградских, в лучшем случае воспроизводились на последних страницах изданий.
Лишь в самое последнее время, в связи с бурным развитием отечественного ювелирного дела, повышенным интересом к нему самых широких слоев общества, активизацией выставочной жизни, наконец выходом русских художников на международную арену, наше искусствознание начинает включать в область своих исследований современное ювелирное творчество. Таким образом, интерес к проблеме изучения отечественного авторскою ювелирного искусства, в том числе и петербургского, возрастал параллельно с формированием самого этого понятия, лишь недавно введенного в искусствоведческую терминологию.
После событий 1917 г., национализации и монополизации ювелирной промышленности государством, ювелирное искусство, признанное пережитком буржуазного общества, на долгое время выпадает из поля внимания специалистов. Опубликованные в первое десятилетие советской власти материалы, так или иначе касающиеся ювелирного дела, связаны, прежде всего, с вопросами национализации сохранившихся предприятий,
передачи их из одного ведомства в другое. Некоторые из этих документов опубликованы в сборнике “Советское декоративное искусство. 1917-1945. Очерки истории” 13. Судя но этим материалам, молодая советская власть рассматривала ювелирное дело исключительно как средство пополнения казны. Этим объясняются ее попытки восстановить некоторые ювелирные отрасли и предприятия, например, Петергофскую ванильную фабрику. Очевидно с этой целью и была издана в 1922 г. монография А. Ферсмана и
Н. Владовца, где дается обзор истории и художественной деятельности этого предприятия, намечаются перспективы его использования в камнерезном искусстве России,4. По сути, это единственная монография, изданная в 1920-е гг., где авторы задаются вопросами развития отечественного ювелирного дела, учитывая при этом необходимость вовлечения в этот процесс профессиональных художников.
Однако главную ставку советское правительство делало тогда на развитие кустарной ювелирной промышленности. Идея возрождения народного хозяйства через кустарную промышленность и промыслы была крайне популярна в 1920—1930-е гг. Ее поддерживали многие деятели культуры, в том числе и А. Луначарский. Кроме того, кустарная деятельность была единственным разрешенным видом предпринимательства, вплоть до введения НЭПа в 1921 г. Однако и эта “вольность” разрешалась недолго и была свернута к концу 1920-х гг., оставляя возможность работы лишь в народных промыслах. Эта ситуация объясняет, почему основные публикации тех лет рассматривали вопросы состояния и развития ювелирного дела в стране исключительно в рамках народных промыслов. В 1920-х гг. это, прежде всего, труды П. Оршанского15, в 1930-1940-е гг. к ним добавились исследования таких специалистов по народному искусству как В. Василенко16, В. Воронов 17, Н. Анов,8.
Значительное число искусствоведческих трудов, сборников статей, посвященных развитию художественных промыслов, в том числе и ювелирных, издаются в 1950-1970-е гг., однако лишь в некоторых из них мы встречаем ссылки на творчество профессиональных ювелиров, развивающих традиции русского ювелирного искусства. Это, прежде всего, труды Научно-исследовательского института художественной промышленности