Ви є тут

Социальные и этнокультурные процессы на Северном Кавказе : Вопросы теории и методологии

Автор: 
Тхакахов Валерий Хазраилович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2003
Артикул:
273684
179 грн
Додати в кошик

Вміст

4
12
12
28
61
106
106
140
163
197
197
224
251
273
273
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Теоретико-методологические основы исследования социальных и этнокультурных процессов: понятия, концепции и подходы......................................
Понятие «регион» и его теоретико-методологическое
значение..............................................
Понятие социальных процессов..........................
Методология исследования этнокультурных процессов...................................................
Специфика социальных и этнокультурных отношений на
Северном Кавказе......................................
Особенности социальных отношений в регионе............
Социокультурная специфика северокавказского региона....................................................
Взаимосвязь социальных и этнокультурных процессов
на Северном Кавказе...................................
Социальные и этнокультурные изменения в регионе в
постсоветский период..................................
Преобразование социальных отношений на Северном
Кавказе...............................................
Трансформация социокультурных ориентаций: традиционализм, модернизм, фундаментализм..................
Религиозные традиции в условиях преобразований...................................................
Социальные и этнокультурные процессы и конструирование идентичности в регионе..........................
Идентичность и идентификация на Кавказе как многомерное пространство отношений.........................
3
4.2. Релюнальная северокавказская идентичность как составная часть общероссийского самосознания...................... 297
Заключение.......................................................... 332
Библиографический список использованной литературы.................. 347
35
тутов и выступающей одной из составных часткей механизма исторического действия49.
Социология П. Бурдье исходит из идеи Ношо agens, человека деятельного, производящего практики. Практики - это то, что связывает агента(ов) с социальной реальностью. Лишь в рамках и посредством производимых ими практик устанавливаются разнообразные социальные отношения внутри последней. В этом смысле нет ни объектов, ни субъектов как самодостаточных субстанций, вечных сущностей, врожденных качеств, порождающих один другого и имманентно им присущих. Реальным является лишь пространство отношений50.
Нет немотивированных практик. Их логика и смысл выходят далеко за рамки интерпретаций в духе теории «рационального деятеля». Социальный мир имеет многомерное устройство и цели агентов не сводимы к детерминантам экономического поля, предполагающим доминанту целерациональности и меркантильности51. Все практики мотивированные, так как встроены в социальные механизмы, обеспечивающие социальное взаимодействие. Реализуя свои стратегии, агенты руководствуются практическим чувством и смыслом. Деятельность агентов не является заданной, жестко структурированной, она определяется стратегическими целями, наличием капитала, а на момент - ситуационной оценкой возможных шансов.
Одновременно с этим деятельность агентов не является произвольной (неструктурированной). В рамках социума формируется определенная «система предрасположенностей к практике»52, которая функционирует «на практике как категории восприятия и оценивания или как принципы классификации и, одновременно, как организующие принципы действия»53. Все это названное П. Бурдье габитусом представляет собой структурирующие структуры, порождаю-
49 Цит. по: Коркюф Ф. Новые социологии / Пер. с фр. - М., СПб., 2002, с. 45.
50 Бурдье П. Социология политики., с. 60.
51 «Существует экономия практик - причина, имманентная практикам и не имеющая началом ни «решения» разума как сознательный расчет, ни детерминации механизмов внешних по отношению к агентам и стоящих выше их». (Бурдье П. Практический смысл., с. 98).
52 Бурдье П. Начала: Пер. с фр., с. 119.
55 Там же, с. 28.
36
щие и организующие практики54 и формирующие «социального агента как истинно практического оператора конструирования объектов»55.
Важнейшая основа, механизм социального взаимодействия заключен в обмене деятельностями. Понятие обмена и механизм обмена - значительно шире, чем традиционные этнологические конструкты и интерпретации и социологически, по мнению П. Бурдье, заставляют выйти за рамки пресловутого обмена дарами. Обмен встроен в структуры социального взаимодействия через экономику материальных и символических обменов. Обмен услугами, капиталами, символами и значениями циклически, непрерывно и постоянно - реальность повседневных отношений в обитаемом социальном пространстве. Для обеспечения функционирования его механизма в «оборот» вовлекаются все структурированные формы социальности (семейные, родственно-клановые, этнические, государственные, общественно-политические и т.п.).
И еще на ряд возможно более частных, но не менее важных с концептуальной и методологической точек зрения идей П. Бурдье необходимо обратить внимание, тем более, что это поможет нам прояснить (по аналогии) иные аспекты организации и функционирования социального пространства, структурации и переструктурации групп, стратегий и практик агентов в их этнокультурном измерении и в контексте определенного региона России. Речь идет о социологическом понимании социальных функций института родства, родственности как аскриптивной формы общности. Дело в том, что дискурс по данной форме социальности, в основном, ограничен его этнологическими и психологическими трактовками. Социологические же взгляды преимущественно сводятся к констатации идеи родства как структурирования по происхождению (генеалогический аспект).
Между тем, перспективность подхода П. Бурдье связана с тем, что используя реляционный метод он помещает институт родства в ту сеть отношений, в рамках которых агенты используют его функционалистски, т.е. лракти-
54 Бурдье П. Практический смысл., с. 102.
55 Бурдье П. Начала., с. 28.