Ви є тут

Влияние новых многоканальных звуковых технологий на киноязык : На опыте зарубежного кинематографа

Автор: 
Русинова Елена Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274043
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание.
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
I глава. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ЗАПИСИ ЗВУКА И
ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В КИНЕМАТОГРАФЕ.........................9
§ 1. От немого кинематографа до кинематографа с пространственным
звуком........................................................9
§ 2. Объемный звук как эстетический феномен..................17
Выводы к I главе.............................................25
II глава. ВОСПРИЯТИЕ ЗВУКА КИНОЗРИТЕЛЕМ......................27
§ 1.Понятие о звуке в кино...................................27
§ 2.Воздействнс аудиовизуальных средств на сознание зрителей 32
§ З.Роль техники в формировании и развитии языка кино........37
§4. Монтаж и звук в контексте монтажа........................40
§ 5. Полифония фонограммы.
Аудиовизуальное решение фильма...........................47
§ б.Эстстика микширования объемного звука....................55
Выводы ко II главе...........................................60
III глава. АНАЛИЗ СТИЛИСТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗВУКА
В ЗАРУБЕЖНЫХ КИНОКАРТИНАХ.............................62
§ 1. Эстетические характеристики звука в кино................63
§ 2. Проблема фильмичсского диалога. Микширование............74
§/З.Музыка...................................................78
§ 4. Локализация источников звука.
Проблема пространственного звука в кино..................80
Выводы к III главе...........................................90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................91
Библиография.................................................93
Фильмография.............................................. 100
Введение
Актуальность темы диссертации.
Проблема влияния новых технологий на художественный язык является сегодня для кино-, теле- и других экранных искусств одной из наиболее актуальных. Возникнув как
технические приемы и средства, цифровые технологии, спецэффекты, виртуальная реальность, интернет становятся элементами новой художественной реальности, оказывающей существенное воздействие на психологию художественного восприятия. Значимую роль в этом отношении играют новые многоканальные звуковые технологии. Их воздействие на киноязык - тема, почти не изученная не только в отечественной, но и в зарубежной науке об искусстве. Между тем как в нашей стране, так и за рубежом, где технические эксперименты получили весьма широкий размах, накоплен большой фактический материал, требующий научного осмысления в контексте культуры, в том числе в интересах совершенствования самой художественной практики. В этом плане наиболее актуальными представляются вопросы о том, способны ли технические новшества дать импульс возникновению новых художественноэстетических качеств и ценностей в экранных искусствах, освещает проблему их влияние на творческий процесс, сознание и подсознание зрителей.
Цель работы ставится выявление и разработка проблем, связанных с пространственным (объемным) звуком как
з
другие искусства, ибо оно является высочайшим средством художественного выражения, позволяющим показать сегодняшний и завтрашний день.»1
Несколько десятилетий назад в ряде работ С.Эйзенштейна прозвучала мысль о необходимости овладения звуком как об основной задаче ближайшего [ему] времени. Лозунг справедлив и по сей день. И хотя сегодняшние проблемы звукового решения фильма сильно отличаются по уровню и глубине от проблем того времени, остается много нерешенных насущных задач. Несмотря на то, что в последнее десятилетие звуковой выразительности уделяют не меньше внимания, чем выразительности пластической, вторая продолжает доминировать.
Попытки представить звучание столь же впечатляющим, как и изображение, предпринимались с момента возникновения звукового кино. С изобретением в 20-х годах XX века звуковой дорожки стало возможно не только украшать действие на экране музыкой, создавая его (действия) звуковое подобие, но и иллюстрировать движение теми звуками, которые сопровождают его в жизни, оживлять кино диалогами и музыкальными номерами.
Окончательно эра немого кино в США завершилась лишь в 1927 году, когда на киноэкраны вышел фильм «Певец джаза» с Алом Джолсоном в главной роли. А в 1929 г. появляется первый зарубежный «говорящий» фильм «Огни Нью-Йорка». В России художественный кинематограф начал овладевать звуком, новым выразительным средством, с озвучания немых картин («Тихий Дон», (1931г.), «Земля жаждет», (1930г.)); решающий успех советскому звуковому кино принесла картина режиссера Н. Экка
1 Пудовкин В. Полн.собр.соч. в 3-х томах. - М.: Искусство, 1974. т.1. - С.166.
11
«Путевка в жизнь» (1931г.) - в этом фильме звук выступает как самостоятельный элемент кинематографического образа.
Нельзя согласиться с утверждением Б.Балаша, что немое кино не является основой для развития звукового кино, т.к. немое кино никогда не было немым, как нема скульптура и пантомима: существовало музыкальное сопровождение, а также сопровождение немого фильма чтецами-декламаторами, да и сами немые фильмы были немы только технически. Люди в них говорили, их речи передавались через надписи - титры2, шрифт которых отражал громкость и интонацию.
Велика роль музыки в фильмах этих лет. «Кино и музыка объединились буквально с первых шагов «великого немого». Фортепьянная музыка в исполнении таперов сопровождала демонстрации фильмов, а в дорогих кинотеатрах музыкальное сопровождение поручалось даже небольшим оркестрам. Но союз этот был непрочен. Механическая система проекции изображения и «живое» исполнение музыки плохо синхронизировались во времени, к тому же восприятию мешала монотонность сквозного, одно-тембрового звучания музыки, но с этим приходилось мириться.»3
Стремление к технизации музыкального звучания в кино ясно обозначилось уже на ранней стадии развития «чуда XX века», когда предпринимались неоднократные попытки ввести в практику музыкального сопровождения немых кинокартин довольно несовершенные аппараты, способные к механическому
и 2 Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового исхусства.-М.: Прогресс, 1968.-С.206-249.
3 Бабушкин В. Выразительность пространственных звучаний в фонограмме фильма.// Рождение звукового образа. - М.: Искусство. 1985. - С.152.
12