Ви є тут

Нравственно-эстетическое пространство современного телевидения : На материалах ТВ Дальневосточного региона

Автор: 
Багрянцева Марина Геннадьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274317
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение - С. 3
Глава I. РОЛЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК У ЗРИТЕЛЕЙ -С. 15
1.1 Эволюция экранного искусства: от «Киноглаза» к массовой коммуникации -С. 15
1.2 Стилистика современной медиальной среды: антиэстетика
на телеэкране -С.35
1.3 Теория установки и ее функционирование на ТВ -С.52
Глава II. ХУДОЖЕСТВЕННО - ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ ПРИ РАСКРЫТИИ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ
РЕАЛИЙ ЖИЗНИ - С.70
2.1 Специфика творчества телережиссера - С.70
2.2 Вербальный компонент экранного образа - С.93
2.3 Жизнеутверждающий аспект эстетического пространства
отечественного ТВ - С. 107
Заключение -С. 124
Библиография -С. 127
Приложение -С. 142
3
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития нашего общества обострил проблему человеческой личности, ее становления. В результате краха некогда единой, тоталитарной идеологии, существовавшей в нашей стране, в общественном сознании образовался вакуум ориентиров ее дальнейшего развития, духовных идеалов. В этой ситуации глубокого кризиса нравственных и духовных ценностей в обществе особую актуальность приобретают объективное изучение, анализ и практическая разработка мирового и отечественного культурного наследия, в том числе в области экранных искусств, а именно телевидения.
Масс-медиа в современной жизни выполняют функции основного транслятора культурной информации. Даже больше того, они сформировали новую коммуникационную культуру, синтезирующую текст, аудио - и видеомодальности человеческого восприятия, в результате чего возникла новая культура -культура реальной виртуальности, в которой в единое цифровое пространство оказались вовлечены все формы культурного развития.
Процессы интеграции современного искусствоведения с философией, социологией, психологией, культурологией, позволяющие осуществлять анализ традиционных и новых проблем на основе междисциплинарного синтеза, привели к существенному обогащению проблемно- тематического поля искусствоведения. Один из разделов философии- эстетика изучает сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком, миром и областью художественной деятельности людей.
В связи с тем, что целью настоящего исследования не является детальная проработка эстетики как определенного учения, остановимся лишь на некоторых основных аспектах.
Эстетика - наука, исследующая красоту, как воспринимаемую человеком из природы, так и им самим создаваемую, т.е. наука об эстетическом сознании, выражающемся либо в восприятии природы или произведении искусства, либо в художественном творчестве.
14
негативной ситуации, постоянного беспокойства, озабоченности проблемами, создание телепроизведений, внушающих веру и надежду в возможность упорядочения жизни»[ 164, С.6]
Материалы и основные положения диссертации могут быть использованы при разработке курсов и учебных планов для профессиональной подготовки авторов и режиссеров телевидения.
Апробация диссертации состоялась на кафедре экранного искусства Института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. Основные положения диссертации изложены в публикациях, апробированы на научно-практических конференциях и семинарах, а также нашли отражение в научном эксперименте - анкетировании творческих работников и зрителей, проведенном в городе Комсомольске-на-Амуре Службой изучения общественного мнения «Социум» и ГТРК «Комсомольск» в 2002-2003 г.[ 100, см. Приложение 4]. Теоретическое обобщение и практические рекомендации режиссерам нашли подтверждение в процессе создания фильмов и передач автором диссертации.
Объем и структура диссертации. Объем работы - 155 страниц. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
15
ГЛАВА 1. РОЛЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК У ЗРИТЕЛЕЙ 1.1. ЭВОЛЮЦИЯ ЭКРАННОГО ИСКУССТВА: ОТ «КИНОГЛАЗА» К МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
На рубеже тысячелетий произошли стремительные перемены во всех областях жизни, смена нескольких социально-экономических систем. Но прежде всего современная эпоха — время новых информационных технологий, активного внедрения элек троники во все сферы жизни.
Канадский исследователь в области теории массовых коммуникаций Маршалл Маклюэн предложил считать факторы материально- технического характера основными вехами на пути цивилизации [216, р. 12-14]. Возникновение кинематографа было закономерно и технически, и идеологически, и эстетически.
С.Эйзенштейн с идеей создания «Киномага», Д.Вертов с документальной хроникой «Киноглаз» в своих теоретических предчувствиях не только предсказали, но во многом определили характер дальнейшего развития экранного искусства. «Киноглаз» и «Киноухо», по мнению советского документалиста Д.Вертова, должны были в ближайшем будущем объединиться в «Радиоглаз» -прообраз современного телевидения.
«Революция в науке и технике привела к невиданному в истории человечества «информационному взрыву», который иногда называют «информационной революцией», - подчеркивай американский социолог Э.Тоффлер. [185,С.79]
В 1946 году С.Эйзенштейн записывает: «И вот перед нами как реальность стоит живая жизнь в чуде телевидения... Не надо бояться этой новой эры. Надо готовить место в сознании для исхода новых тем и новых явлений техники, которые потребуют новой, небывалой эстетики» [202, С.29-30].
Современное телевидение - эго не только средство получения различной информации и всяческих развлечений, но и важнейший инструмент управле-