Ви є тут

Госфильмофонд России как материальная и гуманитарная основа отечественного киноведения : История и современность

Автор: 
Малышев Владимир Сергеевич
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2004
Артикул:
275448
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ........................................4
Глава I. КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИЛЬМОФОНДА В СССР, ЕЕ ПРИОРИТЕТЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ
................................................32
1. Мотивы и приоритеты формирования архивного кинофонда в первое десятилетие советской власти......................33
2. Реализация идеи создания «золотого фонда» советского кино на примере Всесоюзного фильмохранилища......................45
3. Создание Госфильмофонда СССР как новый подход к концепции национального киноархива ................................71
Глава II. ОТ ' «ОТТЕПЕЛИ» ДО «ПЕРЕСТРОЙКИ»: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСФИЛЬМОФОНДА СССР С СЕРЕДИНЫ 1950-Х ПО КОНЕЦ 1980-Х ГОДОВ.............................................95
1. Новые тенденции в советской культуре и кинематографии в годы политической «оттепели»..................................95
2. Обновление социокультурных функций и форм деятельности Госфильмофонда в конце 1950-х - начале 1960-х годов.....103
3. От 1960-х к 1990-м: признанные достижения и упущенные возможности.............................................133
Глава III. НАУЧНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСФИЛЬМОФОНДА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО ПОСТПЕРЕСТРОЕЧНОГО КИНЕМАТОГРАФА........................144
1. Сохранение кинофонда как важнейшая задача 1990-х годов 144
2. Современные формы и направления деятельности.........163
Глава IV. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ФОНДОМ КИНОДОКУМЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ СПЕЦИФИКУ................................183
1. Понятие эталона-оригинала в мировом искусствоведении и практике работы с культурно-историческими ценностями....184
2. Проблема определения оригинала кинофильма на уровне художественного текста..................................195
3. Методология определения оригинала кинофильма на уровне носителя................................................208
3
Глава V. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСФИЛЬМОФОНДА РОССИИ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФЕДЕРАЦИИ КИНОАРХИВОВ (ФИАФ)..............................................222
1. Краткий очерк истории создания и деятельности ФИАФ.222
2. Характеристика некоторых крупнейших киноархивов, входящих в ФИАФ................................................236
3. Формы участия Госфильмофонда в деятельности ФИАФ.248
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КИНОАРХИВНОГО ДЕЛА В РОССИИ В НАЧАЛЕ XXI СТОЛЕТИЯ ....................................................264
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ........................281
социокультурном контексте; публикации В.Клауэ, Н.Клеймана А.Ланглуа, Р.Смитера, Д.Фрэнсиса, посвященные деятельности синематек и проблемам архивного кино. Ряд существенных аспектов заявленной темы потребовал обращения к трудам но семиотике и онтологии художественного текста (Р.Барт, М.Бахтин, Ю.Лотман), теории «информационного общества» (М.Маклюэн, Э.Тоффлер), культурологии и социологии культуры (П.Валери, В.Беньямип, А.Моль). Методика комплексного искусствоведческого анализа вызвала необходимость включения в научный инструментарий трудов по отечественной истории XX века, архивоведению, музееведению, а также работы с источниками, рассматривающими технические и производственные аспекты кино и других аудиовизуальных форм современного искусства.
Учитывая, что одной из главных задач исследования было проследить, как процесс социокультурной эволюции кинематографа моделировал функции и приоритеты кинематографических банков данных, или, другими словами, подходы к организации киноархивного дела, автору пришлось выявить ряд наиболее существенных закономерностей на самом общем, социально-политическом и макроэкономическом уровне, затем исследовать главные тенденции в сфере культуры и искусства и после этого проанализировать ситуацию непосредственно в сфере кинематографа — понимая под последним всю совокупность явлений, образующих кинопроцесс (организация киноотрасли, фильмопроизводство, кинопрокат, кинокритика и наука о кино). В силу того, что становление киноархивного дела в России и СССР происходило с учетом аналогичной практики за рубежом, потребовалось проследить эволюцию киноархивного дела в мировом масштабе, главным образом, на примере истории ФИАФ, в
идеологии и практической деятельности которой нашли отражение основные тенденции киноархивистики.
Сообразно с требованиями искусствоведческого исследования, опыт Госфильмофонда трактуется прежде всего с позиций его причастности к киноведческой науке и художественному процессу в кинематографе. Не игнорируя технических и хозяйственных
аспектов деятельности киноархива на всем протяжении его истории, автор рассматривает последние исключительно в значении факторов, обеспечивающих выполнение архивом его научно-
исследовательской и других гуманитарных функций (депозитарной, просветительской, издательской и т.д.). Одним из ключевых звеньев в структуре диссертации является исследование эстетической проблемы оригинала в киноискусстве, а весь пафос работы и ее научная аргументация направлены на то, чтобы интерпретировать деятельность киноархива-синематеки как предмет гуманитарного знания.
Исторический материал исследования и сделанные на его основе выводы и рекомендации позволяют найти подход к решению практических задач нескольких уровней.
Во-первых, они могут быть использованы при разработке комплексной программы деятельности современного киноархива по широкому спектру форм и направлений работы. Учитывая, что сегодня в ряде стран СНГ - бывших советских республик - идет процесс создания и формирования национальных киноархивов, материалы и выводы исследования могут иметь актуальное значение как в смысле выработки принципиальных подходов, так и в решении конкретных практических задач.
Во-вторых, исследование ориентирует широкий круг киноведов и кинокритиков в истории и современных аспектах деятельности Госфильмофонда как главной материальной и