Ви є тут

Архитектор Ч. Камерон. Новые материалы и исследования. Том 1

Автор: 
Швидковский Дмитрий Олегович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1984
Артикул:
279109
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ...................................... с. 3
Глава I. Проблемы, связанные с творческой
биографией Ч.Камерона до его приезда в Россию................................. с. 13
Глава П. Работы Ч.Камерона в Софии и развитие
царскосельского ансамбля .............. с. 59
Глава Ш. Ч.Камерон - архитектор Адмиралтейства с. 133
Заключение ........................................ с. 171
Список сокращений с. 175
Список литературы ................................. с. 176
ПРЕДИСЛОВИЕ
В последние годы в историко-архитектурной науке к проб-леыаы, связанный с творчеством мастеров эпохи классицизма, снова обращается пристальное внимание исследователей. Эти проблемы встают сегодня в более общем виде, возрастают в своем культурологическом значении, снова оказываются необходимыми при осмыслении творческого метода зодчих. Однако, современное изучение архитектуры классицизма не представляет собой лишь обобщение и классификацию давно известного материала.
В наши дни продолжаются и можно сказать, что становятся более активными поиски новых фактов, причем, нередко они захватывают такие явления, временные периоды, отрасли архитектуры и географические регионы, которые раньше не рассматривались исследователями. Сегодня существует стремление к целостному изображению сложной и многообразной реальности исторического развития зодчества эпохи классицизма. В советской архитектурной науке сложилась традиция рассматривать это развитие, используя монографические исследования творчества отдельных крупных мастеров (монографии Е.А.Белецкой, H.H.Велихова, О.И.Брзйце-вой, Ы.В.Будылиной, А.И.Власюка, И.Э.Грабаря, Г.Г.Гунькина,
Г.Г.Гримма, В.В.Згура, А.И.Каплуна, А.А.Кипарисовой, М.Ф.Кор-шуновой, А.И.Михайлова, Г.Д.Ощепкова, А.Н.Петрова, В.И.Пиляв-ского, З.К.Покровской, Ф.Я.Сыркиной, Т.А.Славиной, М.З.Тэра-новской, А.М.Харламовой, В.К.Шуйского). Ориентация на конкретную личность художника создает ряд преимуществ по сравнению с построением теоретической модели развития стиля, позволяет увидеть неповторимо живые черты исторического процесса. Наша
27
И.Рей Ч.Камерон родился в 1743 г., т.е. дате рождения Камерона переносится на 15 лет вперед. Впрочем документы, найденные Рей, лишь возвращают нас к взгляду ученых начала XX века на год рождения Камерона.
В концепции И.Рей наиболее труднодокззуемыми представляется утверждение, что ученик цеха плотников Ч.Кэмерон и архитектор, строивший в России - одно лицо. В сущности, историю жизни этого человека и знаменитого зодчего связывает лишь один объективный факт, потому что остальные известные факты могут быть отнесены к биографиям двух разных людей. Документы, обнаруженные И.Рей, свидетельствуют, что отец Чарльза Уолтер Камерон регулярно платил земельную ренту за дом на Уайт Хорс-стрит, находившегося рядом с усадьбой лорда Эгремонта. На титульном листе книги "Термы римлян" есть надпись о том, что ее автор живет рядом с домом лорда Эгремонта.1/
Этот факт представляется достаточно серьезным подтверждением того, что именно архитектор Ч.Кэмерон был сыном строитель-; ного подрядчика Уолтера Камерона и вырос в среде лондонских профессиональных строителей. Однако, мы не видим возможности отбросить и те факты, которые легли в основу традиционной версии. Остается предположить, что в письме Екатерины П Гримілу и связанных с ним других документах отразилась характерная для ХУШ столетия мистификация Ч.Камерона. Как следствие этого, . чрезвычайно возрастает роль вопроса об инкогнито архитектора. Если бывший ученик цеха плотников Ч.Камерон выдал себя за аристократа и мятежника, то каким же образом он узнал подробности о жизни своего знаменитого тезки, о его воспитании, об изменениях в гербе, сделанных в эмиграции и не утвержденных в Анг-
I/ Cameron Ch. The Baths of the Romans. London, 1772, p.1
28
ЛИИ и т.д.? Этот вопрос удалось выяснить с помощью неизучен- ' ных ранее материалов.
Дело в том, что в те генеалогические словари, на которых основывалась версия В.Н. Талепоровского, закрнлэсь ошибка.Вернее, она была намеренно введена в историю клана. Оказывается, что сторонник Стюартов Ч.Камерон из Лохиеля не умер в 1770 годах как об этом сообщали многочисленные издания,1/ скорее всего его друзья распространили слухи о его смерти, когда ему грозил арест. Он тайно уехал в Италию. В 1785 году была дана общая амнистия якобитам. И сразу же после нее Ч.Камерон из Лохиеля опубликовал в Риме книгу "Воспоминания об изящных искусствах", чем фактически раскрыл загадку этой истории.^/ Эту книгу приписывали авторству зодчего. Очевидно, однако, что архитектор, работавший в России, написать ее не мог. Невозможно было в одно и то же время посещать спектакли в Ла Скала, встречаться с Парини и Альфьери и строить Павловский дворец.
В этих"Воспоминэниях"присутствует фрагмент, представляющий чрезвычайно большой интерес.5/ Оказывается, что автор книги
Ч.Камерон из Лохиеля знал о существовании своего однофамильца - архитектора. Он упоминает, причем всегда уважительно о его работах по изучению терм. Более чем вероятно, что два эти человека были знакомы и скорее всего встретились в 1768 году в Риме, где Ч.Камерон из Лохиеля действительно жил долгие го-
I/ Dictionary of National Biography, v.8, by G.Westly-Gibson, p.290. The Tantants of Clans of Scotland..v.1, Edinb., 1806,p.67 and other works.(bibliography)
2/ Cameron Ch. Memori per le belle Arti. Roma, v.1 - 1785, v.2 - 1786.
3/ Там же. v.n, p.212.