Ви є тут

Белорусское киноискусство: проблемы становления, особенности современного кинопроцесса

Автор: 
Красинский Анатолий Викторович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
1982
Артикул:
279182
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ ................................................. 4
НАСТЬ I
ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ БЕЛОРУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КИНЕМАТОГРАФИИ.........
I. Освоение идейно-эстетического опыта советского
кино и влияние национальных фольклорно-литера-
турных традиций....................................... 20
2. Обращение к актуальным проблемам современности как важнейший принцип становления социалистической кинематографии................................. 41
3. От "общеклассового" к "индивидуальному". Утверждение художественных принципов исследования человека и сформировавшей его среды ........... 76
ЧАСТЬ П
СОВРЕМЕННЫЙ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО
ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ
I. Идейно-творческий диапазон киноискусства в 40—50-е годы и предпосылки новых тематических
и жанровых решений .................................. 119
2. Документальный фильм на пути образного осмысления времени. Поиски синтеза документальных и художественных форм........................................Х40
3. Идейно-эстетические позиции в искусстве и гражданственность художника..............................184
4. Авторский диапазон социального мышления и драматургические стереотипы ........................... 221
Стр.
5. Художественная интерпретация реальных событий и документов, поиски эпических форм
отражения жизни......................................... 259
6. Расширение социально-исследовательской направленности киноискусства, вопросы осмысления нравственного формирования личности........................ 285
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................... 318
БИБЛИОГРАФИЯ..................................................... 339
ПРШОЖЕШЕ (фильмография).......................................... 351
- 43 -
коснуться с жизнью народных масс, вплотную подойти к новой, ре-
ОО
волщионной тематике" .
Обратимся к еще одному авторитетному свидетельству. Вот что писал о кинохронике и документальном кино С.М.Эйзенштейн: "В двадцатых годах хроника и документальный фильм вели наше искусство. На многих фильмах зарождавшейся тогда советской художественной кинематографии лежал несомненный отпечаток того, что создала тогдашняя документальная кинематография. Острота восприятия материала и факта, острота зрения и остроумие в сочетании увиденного, внедрение в действительность и жизнь и еще многое, многое внес документальный фильм в стиль советской кинематографии"30.
Хотя наряду с кинохроникой С.Эйзенштейн называет и документальные фильмы, надо иметь в виду, что в тот период основы публицистического документального кино еще только закладывались, документальные фильмы по существу представляли собою ни что иное сак ту же кинохронику — более развернутую по материалу, по оби-шю приводимых фактов.
В первые послереволюционные годы господство кинохроники было ■езраздельным в советской кинематографии. Игровые фильмы, которые щи тогда на экранах, были "выходцами из прошлого". Они не служи-н идеям революционного преобразования мира. Эту роль взяла на ебя кинохроника. Оперативно откликаясь на важнейшие события вре-;ени, рассказывая зрителю о борьбе Красной Армии на фронтах граж-анской войны, о первых успехах в строительстве новой жизни, ки-охроника выполняла важнейшую задачу революционного искусства.
Именно кинохроника вывела на экран неизвестного доселе ки-
3 H.A.Лебедев. Очерки истории кино СССР,т.I. М.,1947,с.76. "\
С.М.Эйзенштейн. Избранные статьи. М., 1956, с.116—117.
- 44 -
гематографу героя — народ. Именно здесь, в первых хроникально-документальных киновыпусках, закладывались основы нового понима-[ия целей и задач искусства, призванного служить социалистическо-!у переустройству страны, воспитанию человека новой формации.
Кинохроника оперировала конкретным примерами из жизни стразы, была "широко осведомительной" (по определению В.И.Ленина), до-юдчивой. Ее агитационно-пропагандистскую роль в те годы трудно :ереоценить.
До возникновения собственного кинопроизводства в Белоруссии а ее территории неоднократно проводились съемки кинохроники пер-ыми советскими кинооператорами. П.Ермолов снимал наступление Красной Армии на Варшаву. На Западном фронте, на белорусской земле нимали Э.Тиссэ и Г.Гибер. В агитфильм Л.Кулешова "На красном ронте" было включено значительное число хроникальных кинокадров, нятых в Белоруссии.
Несколько киносъемок было осуществлено в Орше, в городе, оторый в годы гражданской войны, был на переднем крае борьбы, десь операторы запечатлели возвращение беженцев в город; привет-гвие жителями немецких солдат в связи с революционными событиями Германии; похороны комиссара Всероссийского главного штаба .Бессонова, погибшего в боях с белогвардейцами; раздачу газет усским солдатам, возвращающимся из германского плена и др. Опера-эры снимали советско-польские переговоры в Минске, восстанови-зльные работы на железной дороге в районе Витебска. По свидетель-гву историков кино, в журнал "Кинонеделя", который начал выхо-егь с середины 1918 года, нередко включались сюжеты из жизни злоруссии.
Известно также о попытках выпуска в 1918—1919 годах хрони-ально-документальных фильмов, посвященных советским республикам,