Ви є тут

Аксиологические стереотипы как фактор устойчивости российского общества

Автор: 
Ковалев Виталий Владимирович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2009
Артикул:
299140
179 грн
Додати в кошик

Вміст

N
2
Оглавление
Введение................................................................3
Глава 1. Социальные стереотипы в системе факторов интеграции-дезинтеграции социокультурной системы...................................25
§1.1.Основные проблемы изучения социальных стереотипов..................26
§1.2.Понятие и признаки социального стереотипа..........................62
§1.3.Проблемы конструирования содержания и типологии аксиологических
стереотипов............................................................86
Глава 2. Уровни стереотипизации социокультурного пространства:
выявление потенциалов общественной устойчивости........................111
§2.1.Групповой уровень стереотипизации................................114
§2.2.0собенносги процесса стереотигшзации в системе социальных
институтов............................................................137
§2.3.11роцесс стереотипизации в системе взаимоотношений «власть-
общество».............................................................153
Глава 3. Выявление рассогласованности естественных стереотипов в
системе социальных институтов..........................................172
§3.1.Аксиологические стереотипы отношения к власти.....................173
§3.2.Аксиологические стереотипы отношения к труду и к собственности....189
§3.3.Аксиологические стереотипы отношения к праву......................204
Глава 4. Стихийное образование искусственных стереотипов в массовом
сознании в целях укрепления устойчивости российского общества 219
§4.1. Девал ьвация традиционных ценностей как источник образования
искусственных стереотипов..............................................219
§4.2.Продуцирование в массовом сознании искусственных стереотипов как отражение стремления российского социума к выработке интеграционных
потенциалов...........................................................231
Глава 5. Применение манипуляционных способов формирования искусственных стереотипов в целях укрепления общественной
устойчивости (на примере воздействия художественных фильмов) 250
§5.1.Опыт применения контент-анализа для выявления условий образования
искусственных стереотипов..............................................250
§5.2.Механизм манипуляционного формирования искусственных
стереотипов...........................................................288
Заключение............................................................312
Библиография..........................................................315
Приложение............................................................336
1
Введение
Актуальность темы исследования. Одной из проблем современного российского общества является отсутствие четких и ясных стандартов и формул социального взаимодействия, которые были бы понятны большинству его членов и не требовали бы от людей «творческого» реагирования на типизированные социальные ситуации. Речь идет о том, что отечественный социум испытывает существенный недостаток в так называемых ценностных типизациях. Потребность в них определяется тем, что они обеспечивают возможность создания единого аксиологического поля для коммуникации в нем социальных акторов. Наличие обозначенного поля служит своеобразным гарантом от создания негативного фона, порождающего такие издержки социального взаимодействия, как повышенная конфликтность, преступность и иные формы девиации. Между тем, конфликтогенность российского общества имеет высокую степень выраженности, а преступность, несмотря на значительное число проектов, направленных на борьбу с ней, по-прежнему остается одной из ведущих проблем жизни современной России.
В российском обществе наблюдается отсутствие тех единообразных социальных норм, представлений и ценностей, наличие которых позволяет говорить о его устойчивости. Между тем, стабильность общественного развития зависит от- того, в какой степени коммуникация между индивидами обусловлена солидарным отношением к социальным ценностям. Их отсутствие является базовой причиной для возникновения неопределенности в процессе социальной коммуникации и непонимания- между субъектами взаимодейсгвия, а в итоге приводит к конфликтам, девиации, преступности.
Социальная согласованность зависит от разных коммуникативных оснований: ценностных типизаций, социальных установок, идеологии. В этом ряду значительную роль играют социальные стереотипы. Их основная задача состоит в том, чтобы обеспечивать в обществе необходимое единообразие в понимании и оценке базовых ценностей культуры. Наличие в социуме общих стереотипов способствует осуществлению идентификации на социетальном уровне по таким
33
стереотипа», хотя совершенно очевидно, что переориентация изучения предметности социальных стереотипов с анализа восприятия людей на анализ исследования ценностных типизаций должна быть логически завершена введением в научный оборот и описанием нового термина с более емкими понятийными границами.
Этот термин в отношении проблематики массового сознания мы и предлагаем назвать «аксиологическим стереотипом».
Впервые понятие «социальный стереотип» было введено в научный оборот американским журналистом, социологом Уолтером Липманом. Ему же принадлежит и выделение трех базовых признаков данного понятия: иррациональность, массовость, устойчивость. В основе позиции У. Липмана лежит отказ от традиционного понимания сознания как регулятора наших представлений об истинности или неистинности анализируемого явления, события, действия, знания. Ученый полагает, что основу человеческого мышления составляют устойчивые доминанты, которые формируют некие шаблонные раз и навсегда усвоенные представления о социальной реальности. От изучения сознания как философской категории У. Липман переходит к изучению свойств массового, обыденного сознания. При этом, американский исследователь исходит из предположения, что социальный стереотип имеет исключительно функциональное значение, необходимость которого сводится к оценке зафиксированного образа с позиции устойчивости полученных в ходе социализации представлений. Основой социального стереотипа, по Липману, является его устойчивость, существующая в силу того, что стереотип признается значимым для референтной группы субъекта социального взаимодействия (признак массовости) и не подвергается сомнению посредством рассудочной деятельности (признак иррациональности).
Основная причина устойчивости стереотипов с точки зрения Липмана объясняется потребностью в защите социальных интересов. Так, ученый утверждает, что «любое посягательство на стереотип представляется посягательством на основы нашего мироздания. Стереотипы прочно
34
фиксируют возможности нашего поведения, но, главное, оценки социально значимых действий со стороны других. Когда вы начинаете спорить о фабриках, шахтах, политической власти, вы не просто спорите, вы деретесь; стереотип вызывает в вас какое-то сильное чувство. Начав спорить, вы не можете остановиться»
Таким образом, стереотип может выступать в качестве своеобразной ширмы, которая позволяется скрываться от критического осмысления собственных представлений о должном и правильном. Стереотип закрывает, нивелирует возможный интеллектуальный диссонанс.
В методологическом плане концепция социальных стереотипов У. Липмана основана на постулатах бихевиоризма. Он рисует следующую модель формирования стереотипа. Психологической основой стереотипа является установка, которая выражается в качестве готовности воспринимать то или иное явление как безусловно истинное. Установка продуцируется социализацией, то есть приобретенным жизненным опытом. Физиологически стереотип складывается благодаря формированию одного очага раздражения в коре головного мозга при одновременном торможении по принципу отрицательной индукции остальных участков мозга. В этом смысле стереотип есть ответная типичная реакция на внешние воздействия2.
«Из огромного, наполненного разнообразными цветами и звуками мира, мы извлекаем лишь то, что наша культура уже предопределила за нас, и мы стремимся усвоить в форме, стереотилизированной для нас культурой, то, что сами же извлекли из потока жизни»3.
В силу сказанного, признак устойчивости приобретает у Липмана системообразующее значение в постулировании его основных идей о социальных стереотипах. Полагаем, что это не случайно. У. Липман рассматривает социальный стереотип как продукт социализации. Между тем, несмотря на наличие в американском обществе явно выраженных
1 XV. Ьіртап. РиЬІіс оріпіоп. Тогопїо, 1965, р. 86.
7 XV. І.іршап. РиЬІіс оріпіоп. Тогопїо, 1965, р. 129.
3 XV. Ьіртап. РиЬІіс оріпіоп. Тогопїо, 1965, р. 81.