Ви є тут

Аллегорические образы в искусстве фейерверков и иллюминаций в России середины XVIII века : к проблеме панегирического направления в художественной культуре елизаветинского времени

Автор: 
Дедова Евгения Борисовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
300835
179 грн
Додати в кошик

Вміст

TOM I.
Пускай чрез хитрости представятся лучи,
И радость общую изобразят в ночи,
Пусть мрачность пламенным размахом разделится; Усердие в сердцах ярчае воспалится!
Цветами разными возженныя свещи Являют каждыя веселие души.
Когда блистания составы в верх возводят,
То значит, что к звездам желания восходят.
(...)
1758г. Иоганн Георг Бок1
отображение, но и своеобразная схема, по которой и в наши дни возможно восстановить облик праздника, вплоть до расположения отдельных декораций и затей. С конца 1730-х годов работой по изготовлению гравюр руководят Иван Соколов и Григорий Качалов. При Елизавете Петровне делаются роскошные гравюры, часто - большого формата с изображением праздника в целом. В этот период исчезают декора тивность и «игрушечность», на смену им приходит видовая гравюра, построенная по всем правилам перспективы. На место прямоугольного щита с рисунком и надписью, бывшего центром фейерверков аннинского времени, в начале 1740-х годов постепенно приходит композиция из перспективно установленных боскетов, аркад, галерей, беседок, жертвенников и храмов. В стиле гравюр чувствуется влияние рококо: на смену контрастному чернобелому колориту приходит легкая серебристость21. Ближе к концу елизаветинского правления (с середины 1750-х годов) вновь намечается тенденция изображать не общий вид фейерверка, а отдельные наиболее эффектные его элементы (как правило, храм и окружающая его скульптура), что напоминает о традиции петровского времени. Сами потешные огни по-прежнему показываются перед сооружением и над ним в небе, однако более не привлекают к себе внимания. Подобные гравюры (например, изображения новогодних фейерверков 1756 и 1760 годов) своей пышностью и вниманием к деталям напоминают архитектурные фантазии или европейские театральные декорации XVII в. В 1760-е годы гравюры создаются под руководством Алексея Грекова и Ефима Виноградова. Их общий строй остается тем же, что и при Елизавете Петровне, однако в стилистическом плане на смену барокко потспенио приходит классицизм.
Гравюры делались в технике резца и офорта, иногда подцвечивались
акварелью. Их формат был, как правило, довольно крупным: например,
- - 0я) вид новогоднего праздника 1755 года имеет размер 68 х 52,5 см““. Внизу
под изображением, либо над ним размещалась подпись, пояснявшая, что
35
за торжество представлено на эстампе. Кроме того, мелким шрифтом указывались имена инвентора, автора изображения (декорации) и фейерверкера. При этом часто использовались следующие обозначения: inv. -от invenit, задумал, создал композицию; del. — от delineavit, нарисовал или dessiné - от франц. нарисовал; execut. - от exécuter, исполнил. Также указывалось имя гравера. Например, «грыд. Г. Качалов» или (чаще) -«грид. При Академии наук и художеств». Рассмотрим подписи к гравюре 1762 года. Внизу на двух языках (слева на русском, справа на немецком) указано название праздника: «Изображение фейерверка представлен наго в высокий день Рождения ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА ПЕТРА ТРЕТЬЕГО в Сарском селе, февраля 10. Дня 1762 года». Слева под самим изображением мелким курсивом написано: J.Stehlin invt. Peri-ginotti del. Справа - Artil. Major Melissino execut. To есть: инвентор LLhe-лин, сочинил декорацию Перизинотти, исполнил артиллерии майор Ме-лиссино.
С точки зрения техники представляет интерес изображение фейервер-ка и иллюминации 28 января 1736 года“ . Эта огненная потеха состоялась в Петербурге по случаю дня рождения императрицы Анны Иоанновны. Гравюра, созданная в Академии наук, исполена в черной манере - очень необычной для этого времени технике. М.А. Алексеева отмечает, что до приезда в Россию И. Штенглина других работ в черной манере в Академии не создавалось2'1. На протяжении всего XVIII столетия фейерверки и иллюминации будут почти всегда изображаться в технике резца и офорта. С этой точки зрения данный праздник является редким исключением.
Кроме черно-белых эстампов, мы располагаем красочными гуашами и акварелями, запечатлевшими облик огненных потех. Они ценны тем, что показывают цветовое решение декораций, а также передают общее истинно праздничное и яркое настроение огненных потех. Авторы этих работ, как правило, связаны с артиллерийским ведомством. Об этом свидетельствуют подписи, где указано звание: артиллерии сержант. Среди ав-
36