Ви є тут

Антитеррористическая деятельность в системе безопасности региона России

Автор: 
Шевелев Артем Викторович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
300847
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................:.................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...........................12
1.1 Терроризм: социальные аспекты формализации угрозы национальной безопасности................................................12
1.2 Современное состояние и тенденции развития антитеррористической
деятельности в России.......................................56
ГЛАВА 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ С01ДИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТЕРРОРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)...................90
2.1 Организация противодействия терроризму в Тюменском регионе: модель управления, механизм оптимизации............................90
2.2 Мониторинг террористической угрозы, меры профилактики..112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................139
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................145
ПРИЛОЖЕНИЕ.................................................158
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исслсдованшь Современный терроризм представляет собой сложное социально-политическое явление, проявляющееся как опасная форма поведения отдельных индивидов и целых организованных групп, которая нарушает общественный порядок, резко обостряет конфликтные ситуации, дестабилизирует процесс общественной жизни. Рост террористической угрозы, усиление уровня организации субъектов терроризма ставит широкий спектр актуальнейших задач, требующих безотлагательного решения. Это не только выработка качественной стратегии противодействия возникающим новым формам терроризма и поиск антитеррористических мер, но и проблема создания универсального механизма мониторинга террористической угрозы и системы принятия управленческих решений, направленных на погашение террористической активности.
Образование в феврале 2006 года Национального антитеррористического комитета положило начало формированию принципиально новой структуры противодействия терроризму, отвечающей на вызовы времени путем необходимой концентрации усилий государственных и общественных организаций, бизнес-сообщества для решения задач предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических акций. Вместе с тем, организация эффективной системы противодействия терроризму в Российской Федерации требует постоянного системного осмысления. Объектом внимания при этом должны быть, прежде всего, явления и процессы, создающие условия для генезиса терроризма как в масштабах всей страны, так и на уровне ее отдельных регионов.
На региональном уровне факторы, воспроизводящие терроризм, более локальны, конкретны, подвижны. И на их формирование, и па механизм детерминации террористических проявлений решающим образом влияет историческая, национальная, культурная, социальная, материально-бытовая
14
инновационной системы, повышение производительности труда, освоение новых ресурсных источников, модернизация приоритетных секторов национальной экономики и нр. возможно только на основе устойчивого экономического роста, что является ключевой задачей при реализации национальных интересов России.
Представляя угрозу национальной безопасности в сфере внутриполитических интересов, терроризм нарушает стабильность конституционного строя, институтов государственной власти, обеспечение гражданского мира и национального согласия, несет угрозу территориальной целостности, единству правового пространства, правопорядку и завершению процесса становления демократического общества. Осуществленные теракты, полагает автор, провоцируют общественное мнение, что власть не способна гарантировать жизнь, здоровье, спокойствие граждан и, следовательно, ответственна за это.
Терроризм несет угрозу интересам страны в социальной сфере, которые заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа. Разрушая экономическую и политическую системы жизни общества, терроризм препятствует достижению высшей ценности общества, которая заключается в его собственном благополучии. На основе анализа законодательства РФ диссертант приходит к выводу, что терроризм нарушает главное неотъемлемое право каждого человека - право на жизнь. Нарушая сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного потенциала страны, терроризм представляет угрозу безопасности в духовной сфере. Сообщения СМИ о совершаемых террористических актах ведут к девальвации духовных ценностей, пропаганде образцов массовой культуры, основанной на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям российского общества.
Угрозу национальной безопасности страны в международной сфере соискатель видит в нарушении обеспечения суверенитета, положения России как великой державы - одного из влиятельных центров мног ополярного мира, препятствии развития равноправных и взаимовыгодных отношений с другими
15
странами и интеграционными объединениями. В соответствии с Концепцией внешней политики РФ к внешнеполитическим целям террористических актов могут быть отнесены следующие: ослабление международных связей или ухудшение отношений России с государствами западного и мусульманского мира, срыв международных акций по разрешению международных конфликтов, выражение осуждения или протеста против тех или иных акций России на международной арене, компрометация страны как источника международного терроризма в глазах мирового сообщества, ухудшение интеграции России в европейские структуры безопасности и сотрудничества [166, с. 2-3].
Как отмечает H.A. Сляднева, при анализе угроз безопасности страны в международной сфере важно затронуть такой вопрос как заинтересованность других государств в ослаблении России. И террористическая активность при этом все более явно становится фактором геополитического влияния мировых центров силы на остальные страны. Поэтому терроризм в данном случае можно трактовать как одну из практических парадигм или технологий социального управления - противоправную, но чрезвычайно эффективную [123].
Терроризм представляет угрозу национальной безопасности России в информационной сфере, затрудняя соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения и пользования информацией, а также защиту государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа. Информационная война, которую ведут террористические организации, затрудняет реализацию принципа недопущения пропаганды и агитации, способствующих разжиганию социальной, расовой, национальной и религиозной ненависти и вражды, а также подразумевает использование информации как оружия в экономической и политической борьбе.
В ходе научно-технического прогресса государства все более попадают в зависимость от высоких технологий, включая компьютеры, от которых все больше зависит управление жизненно важной национальной инфраструктурой. Данное обстоятельство позволяет диссертанту выделить следующее направление террористической угрозы в информационной сфере - это