Ви є тут

Аналитика ценностей средовых и личностных ориентаций силовых структур в условиях меняющегося общества : на материалах социологических исследований Тамбовской области

Автор: 
Копылов Андрей Александрович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
302619
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Ценностные аспекты сотрудников органов.внутренних дел и МЧС как объект социологического анализа 15
§1.1 Теоретико-методологические подходы к изучению понятий: «ценности» и «ценностные ориентации» 15
§1.2 Формирование ценностных ориентаций сотрудников УВД и МЧС под влиянием социально-политических и психологических факторов 47
§1.3 Структура ценностной среды сотрудников УВД и МЧС 64
ГЛАВА 2. Социально-значимые ценности профессиональной группы сотрудников УВД и МЧС в условиях социально-политического реформирования 92
§2.1 Процесс организации ценностей социально-профессиональной группы в условиях трансформации организационной структуры 92
§2.2 Механизм формирования ценностей социально-профессиональной группы в условиях социально-политического реформирования 110
§2.3 Проявление социопсихологических ценностей силовиков в условиях трансформации организационной структуры 120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 134
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 144
I
3
ВВЕДЕНИЕ
Ценности средовых и личностных ориентаций силовых структур и их аналитика - важнейший аспект становления нового типа российских органов внутренних дел и МЧС. Их. основой (ценностей)' выступают прогрессивные этические' ориентации, высокая, нравственность, адекватные потребностям социокультурных практик и* традициям служения Отечеству. Являясь мотивационным ресурсом сотрудников МУВД и МЧС, они трансформируются в убеждения и принципы поведения, которые способствуют формированию у данной профессиональной группы оптимальной системы отношений к окружающему миру, себе и людям, к деятельности, к правовым1 нормам, что создает необходимую для их реализации профессиональную среду.
При этом, высокая стрессогенность службы оказывает мощное влияние на устойчивость самой: системы ценностных ориентаций сотрудников. Это обусловлено: характером объекта деятельности - особой категории
населения, склонного к преступной (противоправной) деятельности; риском для личной безопасности сотрудника (и» (или) членов его семьи, родных и близких); вызванной характером профессиональной деятельности и. вероятностью применения оружия со стороны правонарушителей; работой в чрезвычайных ситуациях; ненормированностыо рабочего дня (недели), сверхурочных работ, усталости, действия «синдрома эмоционального сгорания». Это в совокупности приводит к нарушению межличностных связей, конфликтности и разводам среди сотрудников силовых структур и в целом может девальвировать значимость ценностных позиций высокого уровня.
Исходя из этого, процесс укоренения и поддержания ценностных ориентаций сотрудников структурных подразделений! МЧС и органов вну гренних дел должен бытьг изначально взаимоувязан, скоординирован с социально-политической реформой в органах внутренних дел, с
определении* ценности> акцент делается на. неэмпирической' системе, интерпретации: ценности ;, ■ как идеале, к. которому устремлена
действительность, но никогда« ей не тождественна: Истоки- подхода, к исследованию ценностей как практически'недостижимого идеалам хорошо-
• • * I !
просматриваются- в; трудах, таких философов как. Платон, Аристотель, Ж!-Руссо*. А. Мейнонг, Р: Пери,. Дж. Дьюи, К. Льюис, Ф. Гегель, В: Виндсльбандг, • Г. Риккерт, М. Шслер; • Н. Гартман, В. Дильтей, О. Шпенглер: . ’ : . .
Аксиологический аспект рассмотрения, понятия «ценности» представлен уже в философии античности; Так, в учениях Сократа, Платона, Аристотеля' и< других мыслителей древности ценностная проблематика.получает выражение в идее блага как высшей добродетели и высшей ступени в иерархии бытия.
При рассмотрении этических проблем-, сосредоточивших свое внимание на различных аспектах соотношения ценностей и целей человека, конфуцианская философия особое внимание уделяла вопросам соотношения внутренних и внешних источников происхождения этических ценностей и норм. Важнейшей этической категорией китайской философии является добродетель («дэ»), понимаемая как наилучший- способ существования индивида2. Высшая форма мирового социально-этического порядка’ («дао»)' образована иерархизированной гармонией всех индивидуальных добродетелей («дэ»). Важнейшими, проявлениями’ дао и дэ на личностном уровне, их «человеческими ипостасями» в конфуцианстве являются «благопристойность» («ли») и «гуманность» («жэнь»), составляющие вместе
двуединую ось конфуцианства, вокруг которой концентрируются все его
, *>
остальные этические категории . Анализ соотношения - и взаимодействия внешних: социализирующих этико-ритуальных норм поведения,
определяемых, категорией: «ли», и внутренних побуждений и морально-
1 Пгата I Алатсгая Сохрата.- М, 1999 - С427; 4рисгоге/Ъ, Политика - Сем. в4-хт.-Т.4.- М., 1984.-С.247.
2 Китайская философия; Энциклопедический словарь / под ред. М. Л. Титаренко. - М.: Мысль, 1994. - С.119-
120/ • • • — ■ ; ‘ ■ • ' '.
18
психологических установок, человека, охватываемых понятием «жэнь», находится в центре учения Конфуция.
Нормативные принципы «ли», определяемые как благопристойность, этикет, ритуал, церемонии и.т.п., представляют собой.совокупность детально разработанных правил, обрядов, жестко регламентированных форм поведения; обязательных для. тщательного исполнения. По словам И. И. Семененко, в изречениях Конфуция нет ориентации на выработку внутренних критериев человеческого поведения; отличных от принятых норм, однако он переводит традиционные нормы внутрь человека, делая их областью личных, глубоко- интимных переживаний4. Механизмом внутреннего принятия* этических ценностей выступает «гуманность» («жэнь»), которую сам Конфуций определял, с одной стороны, как «любовь к людям», а с другой - как «преодоление себя и возвращение к ритуальной благопристойности»5. Понятие «жэнь», по словам И И. Семененко, означает интериоризацию нравственных ценностей и правил этикета, превращение их во внутреннюю природу', естественную и безотчетную потребность человека. «Жэнь» интерпретируется им как нечто идентичное человеческой воле, как активность человека6. Конфуцианская философия, таким1 образом, в известном смысле предвосхитила понимание диалектического характера процессов становления личности и формирования ее ценностных ориентации, описываемых современной-психологией в полярных понятиях, таких как идентификация и интернализация.
В эпоху Средневековья с позиций христианской философии разрабатывается концепция Бога как высшего блага и абсолютной ценности.
Т. Гоббс впервые ставит вопрос о субъективности, относительности> ценностей, поскольку- «то, что один человек называет мудростью, другой
4 Семененко И И Афоризмы Конф>цня - М.: МГУ, 1987.-С. 175
5 Конфуций. Изречения / Перевод, предисловие и комментарии И. И. Семененко. - М : Изд-во МГУ, 1994 -
С.57-61
6 Семененко И. И. Афоризмы Конфуция. - М.: МГУ, 1987. -С.183-187.