Ви є тут

Архитектура органа как отражение картины мира

Автор: 
Будкеев Сергей Михайлович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2011
Артикул:
303131
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..........................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования архитектуры органа как отражения картины мира.....................20
1.1. Основные дефиниции и терминологический аппарат исследования ..20
1.2. Анализ проблемы в теории и практике органостроения...........57
1.3. Методологические принципы и подходы к исследованию архитектуры органа как отражения картины мира.....................80
Глава II. Органная культура и универсальная система архитектурных знаний Античности..................................100
2.1. Предшественники органа и органоподобные инструменты.........100
2.2. Гидравлос и трактат Витрувия................................112
2.3. Архитектурная система Витрувия как источник идей органного зодчества........................................................124
Глава III. От Византии к Западной Европе: Средние века и Ренессанс (эволюция образа)....................................134
3.1. Орган и органоподобные инструменты как отражение социокультурной ситуации в Византии; орган в средневековой Европе ..134
3.2. Орган эпохи Ренессанса и архитектурная теория Альберти......143
Глава IV. Архитектура органа барокко и французского Классицизма как системное отражение картины мира.................166
4.1. Содержательные характеристики эпохи барокко.................166
4.2. Контрапост как универсальный приём в архитектуре органа.....209
4.3. Французский абсолютизм и классический орган.................223
Глава V. Архитектура органа в контексте Романтизма и современности..................................................234
5.1. Симфонический, романтический орган на смене эпох............234
5.2. Орган в метаморфозах XX - начала XXI столетий...............261
Заключение.......................................................272
Библиографический список.........................................279
Приложения.......................................................291
ВВЕДЕНИЕ
В истории искусства и архитектуры орган занимает особое место благодаря способности отражать наиболее значимые явления не только христианской картины мира, но и метафорически обобщать философские идеи космического порядка и микрокосмоса человеческой души. Орган привлекает внимание как ретранслятор общечеловеческих ценностей, независимо от конфессиональной, национальной, ментальной принадлежности людей.
В XX столетии в отечественной официальной культуре отношение к органу было неоднозначным - главным образом из-за стереотипов, связанных с церковью. «Отягчающим обстоятельством» была исторически сложившаяся принадлежность инструмента к западной христианской традиции (католицизм, лютеранство и др.; православие изначально отказалось от применения каких-либо музыкальных инструментов в богослужении). В связи с этим, а также из-за «железного занавеса», развитие органного искусства в стране замедлилось и приобрело вынужденные автономные формы.
С конца 1950-х гг. в СССР наблюдается рост интереса к органу и органной культуре как комплексу взаимосвязанных элементов (органостроение, концертные залы, искусствоведческие исследования, художественная критика и др.). Осуществляется планомерное строительство органов в столицах республик, краевых и областных центрах. Однако научные разработки органной тематики выполнялись эпизодически, главным образом из-за отсутствия общения с необходимым количеством «носителей» западной органной культуры и зарубежных публикаций.
К концу 1980-х гг. отечественная органная культура накопила потенциал для более интенсивного строительства органов, научных исследований, подготовки квалифицированных кадров. С начала 1990-х гг. появились возможности обучения и стажировок российских специалистов у лучших мастеров Западной Европы, стали более доступными публикации зарубежных учёных но органной проблематике, древние манускрипты, звуко- и видеозаписи работ ве-
3
витии, пропаганду, изучение, потребление продуктов этой деятельности в светской и сакральной областях духовной жизни общества.
Обосновывая сформулированное нами определение органной культуры в сравнении с определением В.Л. Рубахи, отмстим следующие наши уточнения:
1. Интерпретация В.Л. Рубахой органной культуры как типа «музыкальной культуры» недостаточно полно отражает многообразие форм существования органной культуры. «Музыкальная культура», как следует из самою термина, включает в себя комплекс элементов, связанных только с музыкой. Содержание «органной культуры» - комплекс элементов, обусловливающих функционирование конкретного инструмента. Это и органная музыка, и инженерно-строительная сфера (производство органов), и широкий спектр обучения музыкантов-исполнителей, композиторов, технического обслуживающего персонала, мастеров-проектировщиков, и строительство специальных помещений с заданной акустикой (органные залы, соборы и т.д.), и многосоставная слушательская аудитория, и научно-исследовательская, публицистическая деятельность. Иными словами, в содержание «органной культуры» входит и музыка, и материальные предметы, и производство, и сеть учреждений, связанных со спецификой органа. Это содержание находится в логическом соответствии с многосложностью содержания иерархически более крупной системы - «художественной культуры».
2. Из логики иерархической взаимосвязи понятий «художественная культура - органная культура», и в соответствии с системным подходом следует, что органная культура является не «типом музыкальной культуры» (В.Л. Рубаха), а подсистемой художественной культуры.
3. В определении В.Л. Рубахи расплывчато указаны направления действия органной культуры: «...необходимое и достаточное количество компонентов для функционирования». В нашем определении эти направления указаны: «...традиции материального производства, композиторской и исполнительской деятельности в их развитии».
31
4. Трактовка В.Л. Рубахой органа только как концертного инструмента («...использующей орган как концертный инструмент») является неполной, так как орган начиная с 660 г. и по настоящее время продолжает широко использоваться как церковный инструмент, а также с момента появления первых органов - как учебный инструмент для подготовки новых поколений органистов. Использование органа как концертного инструмента является лишь частью органной культуры. Поэтому в нашем определении указаны аспекты изучения, потребления, а также светский и сакральный аспекты органной культуры.
В научной, учебной, концертной практике фигурирует понятие «органное искусство». Нередко оно отождествляется с «органной культурой», поскольку границы между понятиями «искусство» и «художественная культура» не всегда чёткие. Например, вестник «Органное искусство», издававшийся с 1991 г. в России, содержит материалы по широкому спектру органной культуры [106, 107, 108]. В ряде статей, посвященных органу, понятия «органная культура» и «органное искусство» трактуются как синонимы. В значительной степени такая путаница объясняется отсутствием чёткого определения понятия «органное искусство» в научном обиходе отечественных исследователей.
Для выяснения особенностей этих дефиниций обратимся к частичному структурному анализу понятия «художественная культура». Структура художественной культуры - совокупность и взаимосвязь составных элементов, обеспечивающих целостность и устойчивость художественной культуры как системы, сохранение и воспроизводство её основных свойств [143, с. 59]. Художественная культура может быть условно разделена на три класса: искусство (её главный элемент, ядро), художественные элементы материальной и социальной среды (дизайн, техническая эстетика, эстетика быта, поведения), науки, изучающие художественную культуру (эстетика, этнография, археология, психология художественного творчества). Наиболее важным для нашего исследования является искусство.
32