Ви є тут

Народная струя в грузинской монументальной живописи позднего средневековья (роспись Табакини)

Автор: 
Мамаишвили Ирина Фоминична
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1984
Артикул:
321028
179 грн
Додати в кошик

Вміст

~ 2 -
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Вступлени е................................................3
Глава I.
Общее описание росписи................................... 10
Ктиторские портреты и дата росписи....................... 13
Глава П.
Иконографическая программа росписи........................22
Общее композиционное построение ...................... • 31
Орнамент. .............................................. 36
Глава Ш.
Описание и иконографический анализ отдельных сцен....... 41
Цикл св.Георгия;..........................................74
Глава 1У. Стилистический анализ росписи
Построение фигур и разработка одеяний.....................87
Композиция. ......................................... 96
Горные и архитектурные фоны.............................. 98
Колорит..................................................102
Манера письма и типы лиц................................ 107
Вывод ы................................................. ИЗ
Заключени е.............................................. 115
Сн о с к и............................................... 121
Список использованной литературы. ........................142
Перечень таблиц..........................................152
А л ь б о м.............................................. 156
- 3 -
ВСТУПЛЕНИЕ
В Грузии сохранилось большое количество памятников монументальной живописи, начиная с 1У-У вв. вплоть до ХУШ в. За этот длительный период монументальная живопись прошла ряд этапов, характеризующихся сменой иконографических и стилистических установок*. Особенного расцвета достигла она в XI - начале ХШ вв., в период экономического подъема грузинского государства. В Х1У-ХУ вв. в Грузии распространяется т.н. палеологовский стиль, однако в росписях этого времени прослеживаются и местные художественные особенности.
К последнему этапу развития монументальной живописи относятся стенные росписи позднего средневековья (ХУ1-ХУШВВ.), ВХрЛОМ находившиеся в русле поствизантийского искусства.
Условия для развития искусства позднего средневековья были неблагоприятными - "свободному творчеству народа мешала как внутренняя социально-экономическая эволюция страны, так и внешние факторы - образование пояса вражеских государств вокруг Грузии, падение Константинополя,.., в результате чего страна была оторвана от западной цивилизации, с которой была тесно связана на протяжении веков. И в то время, когда в Западной Европе процветал Ренессанс, грузинское искусство долго, до XIX в., оставалось
2
в тесных рамках феодальной идеологии" .
Сохранившиеся памятники грузинской монументальной живописи позднего средневековья характеризуются различным профессиональным уровнем исполнения. В них четко выделяются две основные группы - одна из них ориентируется на образцы афонской живописи, росписи же другой группы исполнены художниками провинциальной вы-
21
портрет этого исторического лица и ввделен своим обособленным местоположением среди других изображений феодалов, он наряду с ними вынесен в северный неф, а не представлен, как это установлено традицией, в центральной части церкви, вместе с главным заказчиком росписи Герасиме Чхетидзе. И, наконец, главным опровергающим аргументом является изображение Баграта, согласно надписи "успошим". Если ко времени украшения церкви живописью Баграт
уже не был в живых, то он должен был скончаться еще при жизни
39
главного заказчика росписи Герасиме Чхетидзе (до 1529 г.) , а
это исключает отовдествление ктитора, носящего имя Баграт, с имеретинским царем Багратом, который скончался в 1568 г.^® Принимая во внимание, что на северной стене северного нефа были изображены феодалы рода Чхетидзе, можно думать, что и упомянутый Баграт также принадлежит к этому роду феодалов. Ввделение Баграта местоположением, как и модель церкви в руке, свидетельствует, что среди других феодалов он был главным ктитором, С другой стороны, выделение фигуры Баграта, по-видимому, может быть объяснено и тем, что в период расписания интерьера церкви его уже не было в живых, как это следует из надписи.
Таким образом, художник, исполнивший табакинскую роспись, отвел историческим лицам в росписи соответствующее место, согласно той роли, которую они сыграли в восстановлении и украшении церкви•
Определить время исполнения росписи дает возможность портрет Герасиме Чхетидзе. Принимая во внимание, что архиепископ изображен пожилым, седовласым, нужно думать,что роспись была исполнена в последние годы его жизни, т.е. в пределах первой трети ХУ1 века (дата его смерти - 1529 г.).
22
ГЛАВА П. ИКОНОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА, ОБЩЕЕ КОМПОЗИЦИОННОЕ
ПОСТРОЕНИЕ РОСПИСИ И ОРНАМЕНТ
Роспись Табакини среди других памятников "народного" характера того же времени выделяется развитой, насыщенной символикой иконографической программой.
Иконографическая схема апсиды росписи Табакини является одной из самых распространенных в грузинском искусстве с раннего времени, но она усложнена появившимися в более позднее время изображениями символического характера, которые подчеркивают идею евхаристической жертвы (табл.У).
В конхе апсиды изображена композиция Славы Христа, представленная в типе "Деисуса", который стал традиционным в монументальной живописи Грузии с раннего времени^ (Цамебули - X в.придел главной церкви в Удабно - рубеж Х-Х1 вв.^, в росписях Верхней Сванети - Ламария в Жибиани - X в.^, Ипхи - начало XI в.^,
А £
росписи царского художника Тевдоре - конец Х1~начало ХП вв. и
др.) и получил широкое распространение в последующих веках»вплоть
47
до позднего средневековья (Убиси - Х1У в. , Вани - ХУ1 в., Бу-геули - ХУ1 в., Корети - ХУП в.). Это свидетельствует об устойчивости местной грузинской традиции.
Помещенная во втором регистре композиция "Причащение апостолов" под двумя видами известна в Грузии с XI в.(Атени).С НУ в. вслед за византийскими (Кахрие Джами,Х1У в.,Перивлепта и Пантана-
са -ХУ в.) она становится почти обязательной и для грузинских ро-46
описей (Вани,Ахали Щуамта,Греми, Цителхеви- ХУ1 в.).Традицион-
ным является также завершающий апсиду ряд отцов церкви- свидете-49
лей Евхаристии .Эту тему усиливают изображение Богоматери Знаме-