Вы здесь

Проблема универсализма в кинооператорском искусстве (на материале творчества Д.Д.Месхиева)

Автор: 
Адаменко Наталья Алексеевна
Тип работы: 
диссертация кандидата искусствоведения
Год: 
2009
Количество страниц: 
158
Артикул:
172052
129 грн
(417 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

2
Оглавление
Введение...............................................................3
Глава 1. Работа кинооператора над созданием кинематографической экспрессии изображения (на примере эпического символизма фильма «Помни, Каспар!»).....................................................24
Глава 2. Работа кинооператора по созданию лирической стилистики изображения (на примере поэтического реализма фильма «Долгая счастливая жизнь»)....................................................43
Глава 3. Работа кинооператора по воссозданию стилистических особенностей литературного произведения (на примере фильма-экранизации «Игрок»)..................................................65
Глава 4. Работа кинооператора над созданием развёрнутого кинематографического портрета (па примере фильма-портрета «Монолог»)............................................................84
Г лава 5. Работа кинооператора над созданием фильма с полижанровой структурой (на примере фильма «Звезда пленительного счастья»)........104
Заключение...........................................................130
Фильмография Д.Д. Месхиева...........................................150
Библиография Д.Д. Месхиева...........................................151
Список использованной литературы.....................................152
3
Введение
Двигающиеся и статичные, «немые» и «звучащие» изображения, одни из которых способны закрывать собою огромные здания, другие умещаться на миниатюрных мобильных телефонах, активно вторгаются в среду обитания человека, проявляя очень важные не художественные свойства: способность изменять внутренний мир человека, его поведение, жизненные цели, ценности. Если под воздействием произведения искусства изменение личности происходит на основе сопереживания, вызываемого эмоциональными реакциями (катарсис), то переформирование внутреннего мира человека при помощи современных технических визуальных средств осуществляется посредством психологической суггестии и в большинстве своём относится к процессу управления. Художественность изображения теряет своё значение, уступая главную роль коммуникации, осуществляемой в визуальной культуре современности. Всевозможные новации при этом продолжают именовать «искусством», а их создателей - «художниками», даже если, речь идёт о компьютерной игре или тренажёре для обучения летчиков.
Бесконечное многообразие информации создаваемое кинематографическими, ТВ и компьютерными технологиями вызывает у зрителя ощущение свободы выбора, а при контакте с объектами виртуальной реальности - абсолютной вседозволенности. Воздержимся от негативных выводов, ведь и сам кинематограф изобрели ученые, исследовавшие природу движения и не помышлявшие о новом зрелище или искусстве. Важно, что не всякое двигающееся изображение имеет отношение к искусству вообще и к кинематографу, в частности, и, прогнозируя будущее, не стоит поддаваться пессимизму, лучше вспомнить теорию равновесия Ф. Хайдера, по которой все явления жизни стремятся к гармонии.
Используя когнитивный подход к сложным и, казалось, безвыходным с позиций искусствоведения ситуациям, Л.Н. Березовчук предлагает минимум
14
Естественно, что для этого следует выбрать кинооператора-универсала, близкого к «идеалу». Он должен быть очень талантливым художником, а период его творческой деятельности должен совпасть с периодом расцвета отечественного кино. Желательно также, чтобы это был кинооператор «Лен-фильма», поскольку близость к студии облегчит сбор материалов, возможность просмотра фильмов, хранящихся в её фильмотеке и т.д.
Известный кинооператор П.Т. Лебешев назвал трёх основных, по его мнению, мастеров-ленинградцев - А.Н. Москвина, В.В. Горданова и
О **
Д.Д. Месхиева ’. Творчество Москвина и Горданова в какой-то степени изучено, а вот серьезных работ посвященных творчеству Д.Д. Месхиева пока нет.
В анализе его творчества я вижу большие возможности для подхода к проблеме универсализма: деятельность Месхиева близка нам по времени, всё, что он создал, лежит в русле традиций ленинградской школы, художественные и этические принципы которой были заложены А.Н. Москвиным еще в 20-е годы. Отмечу, что этические принципы - важный элемент традиции, они определяют отношение кинооператора к делу и к окружающим его людям. Месхиев и в этом - прямой наследник Москвина.
Большое значение в анализе работы кинооператора имеют не только общие, как правило, более изученные вопросы, но и вопросы частные, изобразительные нюансы, поскольку именно они и определяют - является ли результат работы кинооператора достижением искусства. «Уместно вспомнить рассказ Г. Козинцева о том, что обычно он сам устанавливал точку съёмки, после чего к камере подходил Москвин, "чуть-чуть" поправлял её, и это неуловимое "чуть-чуть" превращало кадр в произведение искусства»24. Конечно, поставить чёткую грань между вкладом в фильм всех членов съемочной группы не всегда возможно: анализ неразрывных связей, объединяющих этих
74 Лебешев 11 Т. [Вег. заметка к «Киноизображению для "чайников"» Д.А. Долинина] И Искусство кино. ?.002. № 5. С. 94.
24 Бутовский Л.Л. Некоторые проблемы-. С. 164.
15
людей, не является основной задачей моей работы. Но некоторым аспектам связи кинооператора с режиссёром, с другими членами группы неизбежно будет уделено внимание.
* * *
Из-за сложившегося отношения к исследованиям кинооператорского искусства трудно было рассчитывать на адекватное отображение творчества Месхиева в литературе о кинооператорах. И действительно - есть только отдельные упоминания его работы в рецензиях на фильмы, и добрые слова о нем в заметке к юбилею и в некрологах. Нельзя много требовать от газетных или журнальных публикаций: вот пример очень дельного отклика на 10-ю годовщину со дня смерти Месхиева: «Тридцать с лишним лет он трудился на "Лепфильме", охотно сотрудничая с самыми разными мастерами в самых разных жанрах. Ему было подвластно ощущение пространства, которое в детективе на экране явно было иным, чем в комедии пли мелодраме. Месхиев чувствовал это, как никто другой» . Здесь все точно, однако это всего лишь правильная постановка вопроса, требующая дальнейшего анализа. Добавлю, что сам Месхиев, как и другие кинооператоры, ориентированные на изображение, а не на слово, был человеком «непишущим». Его собственное наследие - две статьи, написанные в соавторстве.
Подобная ситуация во многом определила методологию моей работы: основой исследования стал непосредственный анализ универсального подхода к изобразительному решению различных фильмов, имевший своей целью раскрытие художественной ценности этого решения и его связь с другими средствами эмоционального воздействия на зрителя. Важную роль в характеристике универсализма Месхиева играл поиск системообразующего фактора визуального мышления кинооператора, выявление единых, структурных закономерностей некоторого множества его изобразительных приёмов.
В практическом осуществлении этой методологии мне помогли добрые
3' Поздчяк Т. Всего одна жизнь // Невское время. 1995. 25 авг.