Ви є тут

Пространственно-временной континуум российского кинематографа переходного периода (1984-1992). К методике исследования экрана перестроечного времени

Автор: 
Безенкова Мария Викторовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
1984
Кількість сторінок: 
148
Артикул:
172053
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение.............................................................3
1 глава. Человек в «тисках» свободы. Социально-психологические проблемы человека в кризисную эпоху..........................................16
1.1. Эпоха перемен.............................................16
1.2. Разорванность массового сознания в информационном поле 80-х годов XX века.......................................................31
2 глава. Трансформация пространственно-временного континуума экрана в контексте меняющегося мировоззрения.................................46
2.1. Экранная реальность и канон...............................46
2.2. Современные аспекты восприятия аудиовизуального послания художника...........................................................62
2.3. Аналитический пример. Синтез экранных хронотопов (анализ фильма Олега Тепцова «Господин оформитель»).........................69
2.4. Кадр как завершенная художественная система...............79
3 глава. Поиски художественной концепции нового времени.............88
3.1. Ценностные ориентиры......................................88
3.2. Мифологизация героя и среды...............................100
3.3. Трансформация экранной картины мира.......................111
Заключение..........................................................131
Библиография........................................................139
Фильмография........................................................144
Введение
Советский кинематограф второй половины 80-х годов прошлого века сегодня крайне сложно подвергается эстетическому анализу. Слишком короткий срок прошел с тех пор, как фильмы были созданы, слишком ярким и «другим» (по сравнению с кино 70-х годов) было так называемое «перестроечное» кино. Эта инаковость почти всеми исследователями приравнивается не столько к изменению эстетических парадигм кинематографа, сколько к смене морально-нравственных устоев советского общества в то время. Недаром фильмы середины 80-х годов (после 1986 года) вошли в историю именно под определением «перестройки», то есть тогдашних событий общественно-политической жизни страны, а не через понятия стиля и смены эстетических акцентов.
Говоря о кинематографе времен «перестройки», надо понимать, что проявления изменений, проявившихся тогда, эволюция пространственно-временных характеристик кадра, изменение взаимоотношений зрителя и экрана, автора и материала происходили не столь резко и явственно, как это случилось, скажем, с тематическими изменениями к 1988 году, когда на экране стали появляться ленты, запущенные после знаменитого V съезда кинематографистов.
Привычная повсствовательность экрана, знакомая зрителю по жанровому кино 70-х годов, уступала место иным формам рассказа о событии. Но эти, чаще всего публицистические, формы быстро превращались в штампы, не успевали развиться до нового способа повествования. Историк и теоретик кино Л.А. Зайцева писала в то время:
13
• Исследовать основные новации выбранных фильмов с точки зрения категорий «строение кадра», «внутрикадровьтй хронотоп», «образ и характер героя», «межкадровый и внутрикадровый монтаж». Теоретико-методологические основы диссертационного
исследования. Методологической основой изучения пространственно-временного континуума кинематографа «перестройки» явились: анализ художественной ткани и образно-смысловой структуры фильмов в контексте психологических аспектов творчества режиссеров, предложенный авторский подход для изучения экранного пространства ленты, системно-аналитический и проблемный подход для изучения контекста исторической эпохи.
В своем исследовании автор опирается на труды известных психологов, культурологов, философов различных школ, теоретиков и практиков кино: JI. Выготского, Р. Арнхейма, М. Маклюэна, М. Мерло-Понти, В. Михалковича, У. Найссера, А. Лосева, П. Флоренского, М. Хайдеггера, М. Бахтина, Ю. Лотмана, А. Базена, А. Головни, В. Пудовкина, А. Тарковского, С. Эйзенштейна. Для исследования психологических аспектов времени «перестройки» используются работы ведущих специалистов в области российского кинематографа: Л. Зайцевой, К. Исаевой, А. Медведева, М. Туровской, И. Шиловой, Л. Аннинского. Кроме того, в работе присутствуют материалы из периодических изданий тех лет, использованы стенограммы съездов и выступления специалистов на научно-практических конференциях по проблемам современного кинематографа.
Рамки исследования. Для решения задач диссертационной работы мы ограничиваем исследование определенными рамками:
1. Проблема пространственно-временного континуума российского кино рассматривается преимущественно в теоретико-эстетическом ракурсе, без привлечения исторического контекста и обзора всех фильмов, вышедших в то время.
14
2. В настоящей работе анализируются лишь те кинематографические произведения, которые представляют, на наш взгляд, наибольший интерес с точки зрения изменения пространственно-временного континуума.
3. Анализ конкретных фильмов проводится, исходя из авторской трехвекторной концепции построения экранной картины мира, феноменологического подхода к анализу художественного произведения с привлечением дополнительных обобщающих мнений из области науки, психологии, философии, эстетики, истории.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Переходный этап развития отечественного кинематографа второй половины 80-х - начала 90-х годов ознаменовался не только сменой общественной позиции режиссеров, но и сменой жанровой системы, образов и характеров героя, сменой экранной картины мира.
2. Оценить изменения, связанные с внутри- и межкадровым строением лепт той эпохи, возможно без привлечения большого числа фильмов, а с помощью сопоставления и анализа изменений, произошедших в психологической среде общества, информационном поле социума того времени и в пространственно-временном континууме избранных фильмов.
3. В ходе диссертационной работы доказывается возможность определить изменения творческого стиля и эстетических компонент фильма с помощью трехвекторной концепции, представляющей собой исследование-сопоставление внешнего, внутрикадрового и зрительского времени, увидеть сам процесс видоизменения основных единиц строения фильма (структуры кадра, межкадрового монтажа, внутрикадрового хронотопа).
Научно-практическая значимость исследования. Проведенное исследование может быть полезно как в теоретическом, так и в практическом отношении. Его результаты могут быть использованы в дальнейшем научном освоении пространства перестроечного кино, изучении кинематографического контекста развития внутрикадрового пространства,