Ви є тут

Современный отечественный кинематограф и теоретические принципы ОПОЯЗа

Автор: 
Бондаренко Валерия Анатольевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
177
Артикул:
172054
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Работа выполнена во Всероссийском государственном институте кинематографии им. С.А. Герасимова на кафедре киноведения.
Научный руководитель - доктор искусствоведения,
профессор Зайцева Л.А.
Официальные оппоненты:
- доктор искусствоведения, профессор Утилова Н.И.
- кандидат филологических наук Ельницкая Л.М.
Содержание.
Введение стр. 3
Глава 1. Экранное воплощение теоретической платформы ОПОЯЗа в отечественном кинематографе 20-х начала 30-х
годов стр. 41
Глава 2. Этапы развития « поэтического» кинематографа в
России стр. 66
Глава 3. Поэтическая традиция сегодня (на примере
творчества К. Муратовой, А. Сокурова, В. Абдрашитова, А. Германа)
в контексте идей ОПОЯЗа стр. 101
A) К.Муратова.....................................стр. 101
Б) А.Сокуров......................................стр. 121
B) В.Абдрашитов...................................стр. 132
В) А.Герман...................................... стр. 141
Заключение........................................стр. 151
Библиография ....................................стр. 156
Фильмография......................................стр. 166
3
этих знаков, составляющих кино-поэзии — тог феномен, который обычно банальнейшим образом определяется специалистами выражением: "Дать (зрителю - прим. В.Б.) почувствовать камеру".““ Движению камеры Пазолини предавал принципиальнейшее значение в процессе создания поэтической конструкции. Время формирования нового искусства нуждалось в усиленной разработке его выразительных средств. Отсюда - неизбежно повышенное внимание именно к формальным особенностям киновыразительности теоретиков ОПО.ЯЗ.
«Остпапсн не».
Из приведенных выше определений поэтического языка становится ясным, что важнейшая задача поэтического искусства -эго слом стереотипного восприятия произведения путем создания языковых выразительных конструкций, остранения (сделать странным и непривычным) и нарушения привычной зрительской или читательской позиции и становления восприятия.
Эффект "остранения”23 достигался- использованием« немотивированных приемов, то есть тех, которые не вписывались в существующие стереотипы языка и стиля.
Диалогичный, но гораздо более «политизированный» термин мы найдем у Б.Брехта, который также добивается эффекта остранения, но интерпретируя его как "дистанцирование" («отстранение»). Дистанцирование должно вызвать у зрителя "удивление и любопытство" новизной угла зрения и породить активную позицию по отношению к отчуждаемой действительности. Эта процедура связана
” П.-П. Пазолини Поэтическое кино и сб. Строение фильма. М. «Радуга», 1984. с. 63
ОПОЯЗом параллельно использовались термины «остранение» (странный) - снятый необычно, и «отстранение» в смысле дистанцирования.
16
с обнаружением того, как сделаны в произведении акценты на политических установках.24
Параллельно исканиям Брехта, русская школа интересовалась в первую очередь проблемами эстетическими. Искусство есть средство выражения художественности объекта, дающего ощущение, например, "каменности камня”. То есть, поэтический язык может «остраннять» и «выводить из автоматизма» то, что уже создано в других системах языка, заставляет ощутить по-новому уже существующее, но неощутимое, автоматизированное построение.
Одной из весьма перспективных лабораторий для создания подобного поэтического языка оказался кинематограф. Видимый мир, по мнению Ю.Тынянова“ , дается в кино не как таковой, а в своей смысловой соотносительности, в противном случае это было бы фотографией. Слепым отражением. Из положения о смысловой соотносительности объектов видимого мира следует определение стиля кино, а из него - формирование киноконструкции. Смысловую соотносительность видимому миру придает его стилистическое преображение. Значение получает сама композиция кадра - ракурс, перспектива и т.п. Ракурс стилистически изменяет мир. В этом заключена основа поэтического использования фотографической реальности.
Об этом же самом пишет и В.Шкловский. Он считает, что "рассмотрение категории поэтического необходимо начинать с выяснения того, что же является молекулой кинематографии, молекулой его "художественной ощутимости". В литературе это — слово, хотя и оно не первично. В нем есть не только материя, но и энергия, форма. Художественное слово - слово, определяющее предмет по необычному признаку.
1 Бертольт Брехт. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания. В пяти томах.
Т. 5/1 М., Искусство. 1965 5 Тынянов 10. Поэтика. История литературы. Кино, М., Наука, 1977, с.336
17