Ви є тут

Образы города и дома в киноискусстве : на материале отечественного и французского кино конца 50-х - 60-х годов

Автор: 
Баландина Наталья Петровна
Тип роботи: 
на материале отечественного и французского кино к
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
191
Артикул:
172057
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение.................................................3
2. Глава первая: Город в фильмах «оттепели».................17
2.1 Московский маршрут (город и двор в картинах
М. Хуциева и Г. Данелии)....................................17
2.2 Южный город в кинематографе Михаила Калика..............60
3. Глава вторая: Парижский дневник..........................77
3.1 «Сена встречает Париж» Йориса Ивенса....................77
3.2 Взросление в городе
(Цикл Франсуа Трюффо об Антуане Дуанеле)....................89
4. Глава третья: Дом и время в творчестве
Андрея Тарковского..........................i............126
5. Заключение...............................................164
6. Список литературы........................................174
7. Приложение (фильмография)................................185
з
3
ВВЕДЕНИЕ
Отечественное искусство второй половины 1950-х — 1960-х годов сосредотачивается на уникальности человеческой личности, предъявляя то, что впоследствии было названо «чувством единства поколения»1. Эта эпоха вошла в историю иод названием «оттепель» и оказалась столь плодотворной в том числе потому, что художественно осознавала себя и в пространстве дома - ближнем, камерном, и в пространстве города, страны, истории -дальнем, внешнем... Исторические перемены в жизни страны после смерти Сталина принесли повое отношение к быту и частной жизни человека, что показывает кинематограф, делающий эту- тему предметом своего пристального внимания. Примечательно, что во французском кино этого периода энергия взаимодействия героя с пространством так же активно влияет на формирование внутреннего, магистрального сюжета кинопроизведения.
Пути развития советского и французского кинематографа на рубеже 50-х - 60-х годов сближаются благодаря сходству устремлений его представителей в данный исторический момент, когда появляется возможность для взаимного восприятия, творческого диалога. Потребность в переломе, нарушающем инертное течение современного кинопроцесса, привела молодое поколение отечественных и французских режиссеров конца 50-х годов к своеобразному художественному бунту: во французском кино -это был протест против коммерческих фильмов «хорошего качества», а в советском - против сталинского кинематографа «большого стиля». И здесь, и там требовалась реформа киноязыка и киносознания. Но, если на французской почве речь шла скорее об эстетическом натиске, связанном также с радикальным изменением системы кинопроизводства, то в России это был приход новой исторической эпохи, вызвавшей «драму идей», потрясение социально-мировоззренческих основ общества. Однако и в том, и в другом случае представителям молодого кинематографа необходимо было
18
перефразировать рассуждения Мандельштама о «внутреннем эллинизме», адекватном духу русского языка и близком, как нам кажется, мироощущению советского человека второй половины 50-60-х годов, то можно сказать, что город - «это всякая печка, около которой сидит человек и ценит её тепло, как родственное его внутреннему теплу»1. Тут только нужна поправка на то, что он одновременно изучает устройство «этой печки» с любопытством Алисы, путешествующей по лабиринтам Страны Чудес. Мотив открытия необъятности окружающего пространства, позволяющего сколько угодно странствовать в его широ тах, возникает в отечественных картинах рубежа 50-60-х. Коллективизм превращается в нечто совершенно иное, а именно, - в готовность к дружескому общежитию, основой которого является заинтересованность его участников друг в друге, внимание к личности другого. Эти настроения аккумулирует просторная Москва с её новостройками, древним центром, зеленью Бульварного кольца, сетью арбатских переулков, с её иррациональной топографией, порывистым характером и готовностью к переменам. И поэтому в 60-е годы она создаст в музыке, литературе и кинематографе свою особую художественную территорию. В кинематографе эта местность столь просторна и рельефна, что с её высот можно разглядеть окрестности эпохи, к тому же она густо заселена, - прежде всего, г ероями Марлена Хуциева, Геннадия Шпаликова и Георгия Данелии.
Москва в поэтике этих художников одновременно является мироощущением и формой размышления, стремлением запечатлеть состояние своего современника, ошеломлённого необозримостью просторов и полнотой ответственности. Яркость этих московских впечатлений обусловлена и тем, что судьба всех трех кинематографистов тесно связана с российской столицей. Геннадий Шпаликов родился в Карелии, где в тот момент работал его отец, но через два года семья вернулась в Москву. После войны он два года проучился в московской школе, а потом восемь лет в киевском Суворовском училище - его приезд в Москву середины 50-х был
своего рода бегством на волю. Марлей Хуциев и Георгий Данелия родились в Тбилиси, но прожили большую часть своей жизни в Москве.
У грузинской столицы всегда существовали особые отношения с Москвой, а в 50-е - 60-е годы между ними устанавливается таинственное сообщение. В этот момент в Москве оказывается целая плеяда молодых тбилисцев («тбилисский десант»), многие из которых превратятся в крупных художников и станут ключевыми фигурами в российской культуре. Лев Кулиджанов, Анатолий Гребнев, Дмитрий Месхиев-старший, Микаэл Таривердиев, Сергей Параджанов, Отар Иоселиани, Георгий Товстоногов, Булат Окуджава (родился в Москве, но всю свою жизнь был связан с городом своих предков)... Некоторые из них даже закончили одну и ту же школу в Тбилиси - русскую, № 42. Тбилиси всегда был многоязычным городом, где всё, тем не менее, попадало под влияние и обаяние грузинских традиций, вкусов, менталитета... «Это был наш Тбилиси, отзывчивый, благородный и нищий, приноровившийся к своей обшарпанной бедности, но всё же с замашками князя; Тбилиси галерей, обращенных внутрь дворов /.../В семьях старых грузинских интеллигентов одинаково говорили и по-грузински, и по-русски, да ещё и по-фраицузски иногда»2. Существует легенда о знаменитом тбилисском ТЮЗе, через который прошло всё это поколение, помнившее песни из тюзовских спектаклей всю жизнь. Сюда приезжал, чтобы поставить свои первые спектакли строгий студент московского ГИТИСа Георгий Товстоногов. Кажется, все эти кавказские витязи сговорились штурмом взять Москву, но сдались на её милость, сражённые любовью к городу (хотя осели в городе не все, а лишь половина из названных художников).
Георгий Данелия и Марлен Хуциев - режиссёры разных, почти противоположных художественных методов, разной творческой судьбы, но одинаково влюблённые в оба своих родных города, и поэтому их портреты Москвы написаны индивидуальным почерком, но со сходным изяществом и грузинской нежностью. Тема Москвы для Хуциева, в огличие от его земляка и коллеги, - главная в творческой биографии (она звучит в фильмах: «Мне