Ви є тут

Новозаветные мотивы в отечественной кинодраматургии 60-80-х годов

Автор: 
Перельштейн Роман Максович
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
164
Артикул:
172059
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ.............................................. 1
ГЛАВА 1. ПАРАДИГМА ЛИЧНОСТИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ КИНОИСКУССТВА 60-80-х ГОДОВ..............................16
1.1 Постановка проблемы личности
в русской философии рубежа веков...............16
1.2. Оппозиция психологического и метафизического кодов
в западном и отечественном кинематографе ......27
1.3. Феномен псевдоличности
в кинематографе 60-80-х годов..................41
ГЛАВА 2. ДУХОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СОВЕТСКОГО
КИНЕМАТОГРАФА 60-80-х ГОДОВ.....................57
2.1. «Практические» апостолы XX века...............57
2.2. Новозаветные мотивы...........................70
2.3. Притча о возвращении блудного сына............76
ГЛАВА 3. ДРАМАТУРГИЯ ФИЛЬМОВ
«АНДРЕЙ РУБЛЕВ», «ВОСХОЖДЕНИЕ» И «ПАРАД ПЛАНЕТ»..................................90
3.1. Тема и идея фильма А. Тарковского «Андрей Рублев» 90
3.2. Столкновение принципа и характера
в фильме Л. Шепитько «Восхождение».............101
3.3. Внутренний конфликт
как способ выявления метафизической проблематики в фильме В. Абдрашитова «Парад планет»......... 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................126
ПРИМЕЧАНИЯ....................................131
БИБЛИОГРАФИЯ..................................143
ФИЛЬМОГРАФИЯ..................................151
Культурологический подход, будет определяющим при разборе как отдельного фильма, так и картин тематически родственных, объединенных одним и тем же мотивом. Культурологический подход в отличие от традиционного семантического или религиозно-концептуального подхода, подразумевает стремление к широкому, по возможности целостному, сбалансированному взгляду, избегающему радикальных оценок, однако придерживающемуся определенного мировоззрения и апеллирующему к определенному мирочувствию, а именно к мирочувствию христианской культуры. Принципы данного подхода точно сформулировал Л. Алексеев в предисловии к сборнику статей Сергея Аверинцева «Другой Рим»: «Аверинцев не был религиозным пропагандистом, он оставался ученым и
потому не вносил искажений ни в исторические факты, когда отбирал их и
~ 28 интерпретировал в согласии со своей системой ценностей, ни в самое веру» .
Конкретным предметом изучения стали компоненты кинодраматургии фильмов, в которых доминируют новозаветные мотивы.
Методологическую основу данной работы составляют, во-первых, концепции и взгляды русских религиозных мыслителей, таких как
Н.Федоров, В.С.Соловьев, Н.Бердяев, С.Франк, Л.Карсавин, Е.Трубецкой, И.Ильин, С.Булгаков, П.Флоренский, во-вторых, эстетические и профессиональные требования и оценки, сложившиеся в отечественной теории кинодраматургии и воплотившиеся в работах В.Туркина и Ю.Тынянова, зарубежных теоретиков кино: А.Базена и З.Кракауэра, а также наших современников: Л.Ыехорошева, Ю.Арабова, И.Евлампиева, в-третьих, в основе методологии данной работы лежат концепции оригинальных отечественных мыслителей и культурологов, таких как А.Мень,
С.Аверинцев, С.Семенова, а также зарубежных эстетиков и философов, таких как Ортега-и-Гассет и Э.Фромм. Интеллектуальной основой данной работы, и эго следует подчеркнуть особо, служит христианско-культурологическое наследие, связанное с философами «Серебряного века» и
пп
Русского Зарубежья“ . В поле исследования оказываются фильмы с
11
наибольшей художественной полнотой раскрывающие заявленный в них евангельский мотив. Автор не ставил перед собой цель проанализировать отдельные стилистические направления или творчество мастеров. Образно выражаясь, при изучении данной научной проблемы целесообразно сделать акцент на одиноко стоящих вершинах, на шедеврах, на том, что «выламывается» из ряда («выламывается» для того, ч тобы положить начало новому ряду, новому пониманию вещей), а не на горных хребтах, которые соединяют эти вершины.
В первой главе «Парадигма личности в русской философии сквозь призму киноискусства 60-80-х годов» исследуются две обширных темы. Тема первая: постановка проблемы личности в русской философии,
мировоззренческая и историко-культурная ситуация конца XIX - начала XX века, которая всецело определяется развитием русской религиозной мысли в лице таких ее представителей как Н.Федоров, Вл.Соловьев, Н.Бердяев,
С.Франк, Л.Карсавин, Е.Трубецкой, И.Ильин, С.Булгаков, П.Флоренский. Тема вторая: историко-культурная ситуация 60-80 годов XX века, которая, с одной стороны, определяется таким философско-эстетическим течением, как экзистенциализм, введенным в интеллектуальный обиход литературой и кинематографом Запада, а с другой стороны - русским «религиозным ренессансом» рубежа веков, «серебряным веком русской культуры», нашедшим отражение в картинах отечественных кинематографистов 60-80-х годов. Анализ особенностей советского киноискусства изучаемого периода и кинодраматургии в частности (духовные приоритеты, знаковые темы и мотивы) будет поставлен в зависимость от проведенной между зарубежным и отечественным кинематографом параллели, (в частности, в поле зрения попадет отношение двух типов культур к парадигме личности). В противном случае мы не только утратим важнейшую точку отсчета, но и уйдем от того драматического напряжения, без которого в повествовании, призванном подметить особые черты национального кинематографа, всё или почти все станет необязательным. Наряду с этим в первой главе будет обозначена
12