Ви є тут

Суггестивные свойства телевидения : социально-культурный аспект

Автор: 
Кащук Александр Анатольевич
Тип роботи: 
социально-культурный аспект
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
165
Артикул:
172061
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение............................................................. 4
Глава 1. Социально-психологическая характеристика телевидения как средства массовой информации и формирования аудиовизуального синтеза под воздействием электронных технологий..................... 20
§ 1. Роль СМИ в формировании современного массового сознания... 20 § 2. Процессы формирования социально-культурных стереотипов
телевизионной аудитории в динамике массовой коммуникации.. 33
§ 3. Социальная мифология и телевидение....................... 47
Глава 2. Методы и способы воздействия телевидения на массовую
аудиторию. Возможности аудиовизуального языка телевидения 59
§ 1. Факт, образ и их интерпретация на экране................. 59
§ 2. Эффект внушения как роль образного построения информации.. 64 § 3. Манипуляция как система способов воздействия на человека.... 73
§ 4. Техника конструирования имиджа........................... 78
§ 5. Приемы политического манипулирования..................... 85
§ 6. Манипулирование и политическая реклама................... 90
§ 7. Журналистские комментарии как возможный источник
манипуляции................................................ 93
§ 8. Манипулирование данными социологических опросов и письмами
телезрителей, голосованием приглашенных в студию......... 105
§ 9. Методики скрытого воздействия на психофизиологическое
состояние человека........................................ 110
Глава 3. Основные приемы, обеспечивающие воздействие на эмоции людей, применяемые на ТВ. Методы манипулирования общественным
мнением............................................................ 121
§ 1. Вербальная коммуникация. Приемы лингвистического языкового манипулирования............................................... 122
2
§ 2. Визуальные образы и способы манипуляции при помощи
изобразительного решения.................................. 129
§ 3. Приемы манипуляции, построенные на синтезе вербальной
и визуальной коммуникации................................. 136
Заключение......................................................... 153
Литература......................................................... 157
з
технологий телевизионного ведущего (Д.Е. Бартышев); виртуальных образов телевизионного пространства (И.В. Корнева); культурных ценностей личности, формируемых телевидением (С.А. Герасимова) и т.п. С другой стороны, явно недостаточно диссертационных работ ценностной направленности, изучающих культуру российского телевидения, его суггестивных свойств, его социально-культурный аспект. Именно недостаток подобных работ и определил объект и предмет настоящего диссертационного исследования.
Объект исследования - суггестивные свойства телевидения, осуществляемые с помощью публичных информационных каналов.
Предмет исследования - публицистические телевизионные программы центральных телеканалов России. Среди них: «Новости», «Время», «Здесь и сейчас», «Времена», «Подробности», «Зеркало», «Сегодня» и другие, где наиболее ярко проявились скрытые и откровенные приемы суггестивного воздействия на зрителя.
Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации состоит в изучении и оценке той роли, которую играет телевидение в современном обществе, вторгаясь в жизненную среду, порождая собственные мифы, которые при всей так называемой «виртуальности», обладают свойствами внушать телезрителям тот или иной образ мира, располагать их к реализации соответствующих образцов социального поведения, влиять на формирование общественного мнения. Для достижения этой цели в диссертации ставятся и решаются следующие задачи:
1. Конкретизация социально-культурных характеристик телевидения как средства массовой информации.
2. Анализ процессов формирования стереотипов телевизионной аудитории в динамике массовой коммуникации.
3. Исследование взаимосвязи социальной мифологии и создания образа мира на телевизионном экране.
4. Выявление более эффективных методов и способов воздействия
15
телевидения на массовую аудиторию.
5. Анализ особенностей взаимодействия телевидения и зрителя на современном этапе социально-культурного развития России.
Источниковедческая база исследования. При написании диссертации был использован разнообразный круг источников. Это фундаментальные труды по психологии журналистики, социальной психологии, делового общения, социологии, философии, искусствоведению. Среди авторов можно назвать С. Московичи, Г. Мельник, В. Бехтерева, У. Липпмана, К. Макколи, К. Стита, М. Сегала, В. Артемова, А. Лосева, И. Викентьева, Л. Варустина, В. Ворошилова, В. Кузина, А. Тертычного, В. Коробейникова, Г. Шиллера, О.. Феофанова, Ф. Котл ера, В. Зазыкина, И. Дзялошинского, В. Почепцова, Б. Бессонова, Д. Волкогонова, У. Рикера, Л. Войтасика, В. Коробейникова, Р. Бухарцева, Г. Лазутину, В. Олешко, С. Цукасова, В. Цвика, Г. Жиркова и других. Однако ряд вопросов, касающихся именно суггестивных свойств современного телевидения и их воздействия на телеаудиторию, требуют дополнительных исследований и определяют теоретическую значимость поставленной проблемы.
Методология исследования суггестивных свойств телевидения основывается на концепциях отечественных и зарубежных ученых, в которых определены общетеоретические подходы к изучению процессов развития культуры как самоорганизующей структуры (М.С. Каган, В.И. Кондаков, В.Л. Кургузов, Э.В. Соколов и др.), а также на взглядах философов, социологов, семиотиков, культурологов, искусствоведов, рассматривающих телевидение как явление современной культуры (П. Бурдье, В.В. Егоров, Б.С. Ерасов; М. Маклюэн, В.И. Михалкович, Л.В. Петров, Б.М. Сапунов, Н.И. Утилова и др.), или как семиотическую систему (Дж. Фишке, С. Холл, У. Эко, Ю. Лотман и др.).
Сложность и многоаспектность избранной темы исследования обусловили привлечение в качестве основных подходов системный, структурно-функциональный и искусствоведческий анализ, которые,
16