Ви є тут

Изобразительные тенденции в отечественном поэтическом кинематографе 1960-х - 1980-х гг.

Автор: 
Лукашова Анна Георгиевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
1960
Артикул:
172062
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...................................................3.
Глава 1. Изобразительные тенденции в кинематографе 1960-х—1980-х
годов......................................................17.
Глава 2. Живописный кинематограф Сергея Параджанова 85.
Заключение.................................................151.
Библиография...............................................158.
Фильмография...............................................168.
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данного исследования — «Изобразительные тенденции в отечественном поэтическом кинематографе 1960-х -1980-х гг.» — может вызвать недоуменные вопросы.
С одной стороны, советские фильмы 1960-х—1980-х гг. сегодня в значительной степени стали достоянием истории. Вся парадигма развития отечественного кинематографа изменилась до полной неузнаваемости — вместе со сменой общественной формации нашего существования. Изредка мелькающие на телевизионном экране фильмы 1960-х—1980-х гг. могут вызвать скорее ностальгическую улыбку, нежели горячий эмоциональный отклик.
С другой стороны, фильмы, отобранные для данного исследования, в свое время уже были широко и подробно проанализированы в многочисленной киноведческой литературе.
Какая же необходимость заставляет, перебирая кассеты с записями старых фильмов, вновь обращаться к этим лентам, отчасти — почти забытым, отчасти — приобретшим хрестоматийный глянец кинематографической классики? Есть ли в этом смысл?
Со всей уверенностью можно сказать: несомненно, есть. И — необходимо вернуться к ним именно сегодня, сменив ракурс нашего взгляда и воспользовавшись современной методологией киноведческого и культурологического анализа.
Дело в том, что во всем многообразии статей и монографий, посвященных советским фильмам 1960-х—1980-х гг. не слишком подробно анализировался их собственно изобразительный ряд. А между тем, в современной культуре все большее и большее значение приобретает ее визуальная составляющая. Несомненно, в первую очередь это связано с бурным развитием т.н. «технических искусств» (фотоискусство, искусство кино, мультипликация и, с известными оговорками, телевидение). Общими
17
ГЛАВА 1
Изобразительные тенденции в кинематографе 1960-х—1980-х годов
1. Формирование новой стилистики в советском кинематографе 1960-х
годов
Практически весь XX век был для России временем многочисленных социальных потрясений, закономерно приводящих к коренному изменению стилистики искусства, с точностью воплощающего и отражающего все чаяния своего времени. Недаром именно на протяжении этого времени происходила постоянная, — исторически и социально обусловленная, — смена художников-кумиров. Это в равной степени относится практически к любому искусству, а уж тем более — к массовому: литературе, театру, эстрадной музыке, плакатной графике, и т.д. и т.п., и, конечно, к кинематографу. Для российского искусства XX чрезвычайно характерна ситуация, когда имена писателей, поэтов, композиторов, бывшие на устах у всех в течение 10-20 лет, уходили в небытие, забывались тем прочнее, чем больше была их популярность на пике. Можно назвать как минимум три коренных перелома в востребованной стилистике искусства: конец1910-х—1920-е гг.; конец 1950-х—начало 1960-х гг.; конец 1980-х—начало 1990-х гг. Правда, в применении к кинематографу мы можем говорить лишь о двух переломах: первый из названных периодов совпал со становлением кино как вида искусства и первичной выработкой его языка. Но вот второй из этих периодов стал для советского и российского кино по-настоящему этапным: социальный слом середины 1950-х привел к кардинальным, поистине революционным преобразованиям в отечественном кинематографе, коснувшихся всех компонентов фильмов — героев, тематики, принципов актерской игры, операторского искусства, построения сюжета, критериев зрительского восприятия и оценки; и т.д. и т.п. Несомненно, особенно ярко
18
эти преобразования отразились на изобразительном строе, т.е. — в языке кинематографа. Этот новый язык, новая стилистика, начавшие
формироваться в середине 1950-х, практически на двадцать с лишним лет — время относительной социальной стабильности, во всяком случае, по сравнению кардинальными преобразованиями социума в начале и в конце XX в. — определили основные тенденции изобразительного и смыслового строя советского и российского кинематографа.
Конечно, на протяжении этого времени язык кино постоянно менялся — застывшие формы способны привести лишь к смерти искусства. Кроме того, менялись и социальные реалии: «оттепель» сменилась эпохой застоя и новым витком идеологического давления. Менялась и стилистика фильмов. Так, в 1960-е гг. преобладала романтизация основных компонентов фильмов. В 1970-е усилился
иносказательный пласт стилистики. С ужесточением цензурных
требований все большую изощренность приобретал «эзопов язык» кинематографа, а значит, сложнее и многозначнее становилась
метафоричность его визуального ряда. В 1980-е гг., с усилением тотального разочарования и девальвации социальных идеалов, при господстве двойных стандартов в иносказательном языке кинематографа все отчетливее звучали тревожные и даже апокалиптические ноты бессмысленности существования. Подобные тенденции прослеживались во всех компонентах фильмов (как прорвавшихся сквозь цензурные заслоны и вышедших в прокат, так и оставшихся лежать «на полке») — в тематике, героях, манере актерской игры, композиционном построении сюжета, и т.д. и т.п. Несомненно, как в капле воды, они нашли свое отражение и в изобразительном строе фильмов: как хорошо известно, форма — содержательна; и язык кинематографа, его визуальный ряд закономерно фиксировал динамику социальных настроений.
Однако на примере этого двадцатилетнего периода можно говорить скорее о развитии и обогащении изобразительных тенденций,