Ви є тут

Телевизионное вещание. Формирование зрительского восприятия

Автор: 
Чикирис Андрей Геннадиевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2007
Артикул:
172065
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение..............................................................3
Глава 1. Эволюция механизмов восприятия от индивидуума к
творческой личности...................................................12
Глава 2. Онтология механизмов эстетической зависимости................37
Глава 3. Эстетические пространства кино и
телевидения в проблематике художественного восприятия.................89
Глава 4. Эстетика за пределами художественного как
проблематика телезависимости.........................................115
Заключение.......................................................... 152
Литература.......................................................... 157
Список телевизионных проектов....................................... 163
3
ВВЕДЕНИЕ
Глобальное наступление цифровых информационных технологий требует пересмотра роли и потенциала телевидения как основного и ведущего источника аудиовизуальных образов мира.
Состояние современной культуры, политики, экономики и образования напрямую корреспондируется с информационной картиной, создаваемой телевидением, несущим ответственность за возникающие глобальные последствия своей деятельности.
Власть, вполне адекватно оценивая возможности влияния телевидения на население - электорат, гражданское общество и т.д., - тем не менее, находится по отношению к телевидению в двусмысленной ситуации: попытка влиять на телевидение оборачивается влиянием телевидения на желающих им управлять.
Возникает порочный круг, разрыв которого возможен при условии пересмотра теоретических подходов и методологий к взаимоотношению телевидения и общества. Имеющая место парадигма в понимании структуры и функционирования телевидения не выходит за пределы статистических методологий социологических подходов. Разумеется, подобная практика выступает в роли диагностики, то есть следует за уже сложившимся состоянием телевизионного процесса, практически обреченная его только регистрировать.
Новации, возникающие в телевизионном вещании, не имеют системного подхода и являются результатом эволюции информационных технологий, с одной стороны, а с другой, - спорадическими выбросами творческих решений. В телевизионной практике превалирует принцип вторичности, аналогии, подобия уже имевшим место телевизионным формам. Так, большинство сегодняшних телевизионных программ представляет собой кальку с программ западного телевидения, но и в этом
15
составляющих самое суть культуры, о чем свидетельствует практически вся мировая фольклористика1.
Вероятно, в этом случае имеет место влияние «асемантических»2 (Ю.М. Лотман) фигур, имплицитно присутствующих в тексте фильма, и провоцирующих подобную зависимость.
Их роль в процессе означивания оказывается определяющей в силу многих факторов.
Первый из факторов - повторение.
Связь зависимости и асемантических фигур вызвана
необходимостью их регулярного, едва ли не постоянного
воспроизведения.
Это желание повторять, эта зависимость выявляет еще один дополнительный, дорефлексивный характер коммуникаций, проходящий на глубоко перцептивном уровне, истоки которого коренятся в морфогенезе как всей нервной системы в целом, так и организации высшей нервной деятельности каждого конкретного индивида в ее самом непосредственном фенотипическом проявлении, в той глубине
индивидуальности, которая осуществляет неповторимость как конкретного организма, так и конкретной личности.
Психоаналитические штудии бессознательного не имеют возможности достигнуть подобной глубины, а потому обречены скользить по поверхности того, что является субстратом для всех характеристик «Я». Поскольку и само неоформленное, ускользающее от точных дефиниций, плохо различимое в каждой конкретной ситуации и в каждый конкретный момент времени понятие «либидо» - это попытка
10.М. Фрейденберг: «Повторения ставят знак равенства между тем, что происходит во внешнем мире и в жизни самого общества...Тождество объекта и субъекта, мира одушевленного и неодушевленного приводят к тому, что сознание первобитного общества орудует одними повторениями». Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра / Сост. текста и общ. ред. Н.М. Брагинской. - М.: Лабиринт, 1997. С. 52.
2 «Разнообразные системы ритмических рядов, построенных по синтагматически ясно выраженным принципам, по лишенных собственного семантического значения - от музыкальных повторов до повторяющегося орнамента...». Ю.М. Лотман. Избранные статьи в трех томах // О двух моделях коммуникации в системе культу ры. - Таллинн: Александра, 1992. Т.1. С. 80.
16
очертить огромное поле значений, перцепций, реакций, находящихся в состоянии вибрации, движения, становления; возникновения и угасания, в пространстве которого разворачивается мистерия «Я».
На этой недосягаемой для психоанализа глубине возникают те самые механизмы, ведущей характеристикой которых является повторение, или, что вернее, серия повторений, проявляющихся в качестве пульсации, флюктуации, вибрации, являясь гарантией стабильности организма, стабильности его функционирования, всего того, что носит имя жизнедеятельности. Тяготение к воспроизведению серии повторений приобретает характер витальности, характер такой необходимости, без которой организм перестает функционировать, угасает, распадается на органические составляющие.
Таким образом, повторение как структурная составляющая всех вибраций, пульсаций, систол-диастол выполняет витальные функции, что проливает свет на всевозможные зависимости, роль которых возрастает с пониманием их как результата цикличности, регулярности, обеспечивающих постоянство и стабильность всего комплекса жизнедеятельности.
Данные процессы, возведенные в степень высшей нервной деятельности, не утрачивают своей связи с вегетатикой, являясь компонентом общего соматического статуса организма, и в этом качестве проявляются как особенности, как свойства организма в целом и черты характера индивидуальности, в частности.
Тема повторения затронута в фундаментальной работе Анри Бергсона «Материя и память»1, написанной им в 1896 году, где он, в частности, говорит: «То же самое психологическое переживание может повторяться таким образом бесконечное число раз в последовательных слоях памяти, и один и тот же духовный акт может разыгрываться на
1 Бергсон Л. Собр. соч. в четырех томах. - М.: Московский клуб, 1992. Т.1. С. 220 - 224.