Ви є тут

Особенности воспроизведения экранного изображения и их воздействие на зрителя

Автор: 
Косенкова Наталья Геннадьевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
164
Артикул:
172068
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение 1
Глава 1. Анализ проблемы восприятия и основных характеристик способов воспроизведения экранного изображения. 6
1.1. Эстетическое и гносеологическое восприятие. 6
1.1.1. Определение восприятия. Его фазы и виды. 6
1.1.2. Специфика эстетического восприятия. 8
1.1.3. Кинематограф и восприятие пространства
и движения. 13
1.2. Рассмотрение восприятия в трудах
отечественных и зарубежных исследователей. 18
1.2.1. Проблема восприятия в работах зарубежных
исследователей 18
1.2.2. Восприятие как предмет изучения
в отечественной науке. 23
1.3. Рассмотрение экранного изображения как один из основных аспектов анализа эстетического восприятия. 27
1.3.1. Фото и кино. 27
1.3.2. Вездесущесть изображений. 34
1.3.3. Эволюция кинообраза. 37
1.4. Способы воспроизведения экранного изображения.
Их специфика. 43
1.4.1 Способы воспроизведения экранного
изображения. Искусство и техника. 43
1.4.2. Кинематограф. Его определения и специфика. 49
1.4.3. Специфика телевидения. 51
1.4.4. Видео - новый способ воспроизведения
экранного изображения. 63
1.4.5. Суггестивные свойства кино и телевидения.
1.4.6. Взаимосвязь и взаимовлияние кино и телевидения.
67
72
Глава 2. Изменение восприятия, обусловленное влиянием основных характеристик
способов воспроизведения экранного изображения. 77
2.1. Влияние мировоззрения на восприятие. 77
2.1.1 Восприятие фильма разными поколениями зрителей. 77
2.1.2. Тип личности и мировосприятие. 79
2.1.3. Влияние мировосприятия режиссера на
процесс восприятия фильма зрителями. 88
2.2. Влияние, оказываемое кинематографом и телевидением на восприятие. 92
2.2.1. Киноизображение и телеизображение. 92
2.2.2. Проблемы демонстрации кинофильма
на телевидении. 95
2.2.3. Восприятие изображений в кинотеатре
и на телевизионном экране. 99
2.2.4. Телецентрическая модель современной культуры. 105
2.3. Влияние телецентрической парадигмы
на тип личности и современную ментальность. 115-
2.3.1. Перцептивные и содержательные компоненты
экранного изображения, влияющие на восприятие. 115
2.3.2. Изменение типа личности. 128
2.3.3. Техника и новый способ мирочувствования. 138
2.3.4. Прогнозы по поводу будущего кино. 146
Заключение
151
восприятие искусства. Благодаря этому центральному разряду чрезвычайно задерживается и подавляется внешняя моторная сторона аффекта, и нам начинает казаться, что мы переживаем только призрачные чувства. На этом единстве чувства и фантазии и основано всякое искусство. Ближайшей его особенностью является то, что оно, вызывая в нас противоположно направленные аффекты, задерживает только благодаря началу антитезы моторное выражение эмоций и, сталкивая противоположные импульсы, уничтожает аффекты содержания, аффекты формы, приводя к взрыву, к разряду нервной энергии. В этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны, и заключается катарсис эстетической реакции». (39; стр.273).
Но вместе с тем Л.С. Выготский акцентировал внимание и на том факте, что сложное эстетическое переживание не является арифметической суммой различных эмоций и эстетических переживаний. Анализируя проблему художественного восприятия, Выготский указывал, что «художественное восприятие есть «испугавшееся», прерванное восприятие, не законченное; оно неизбежно приводит к иному - к восполнению слов трагедии молчанием». (39; стр. 496)
Рассматривая процесс восприятия кинофильмов, О.Ф. Гребенников пишет, что «в художественном кинематографе имеет место сложная взаимосвязь между - смысловым и эмоциональным восприятием кинофильмов. Иногда .изображения, сознательно нарушенные, с преувеличением отдельных черт с целью усиления художественной выразительности, воспринимаются зрителем как приемлемые без чувства неудовлетворенности». (46;стр. 206).
Автор указывает, что в некоторых случаях влияние эмоциональной составляющей позволяет воспринимать искаженные изображения без учета их искажений, то есть возникает баланс, состояние равновесия,
13
достижимое благодаря тому, что эмоциональные компоненты дополняют недостающие смысловые. Возникает вопрос о факторах, предопределяющих данное влияние эмоционального компонента восприятия. В их число входит интенсивность эмоционального компонента, траектория развития этой интенсивности, поскольку эмоциональный компонент эстетического восприятия является одним из самых динамичных, а также преобладающая направленность эмоций, составляющих эстетическую реакцию.
Данные факторы оказывают влияние на баланс эмоциональной и смысловой составляющей эстетического восприятия, изменяющийся от приоритета смыслового компонента над эмоциональным, до другой крайней точки на этой шкале, когда эмоциональный компонент доминирует над смысловым. Таким образом, процесс эстетического восприятия выступает как динамическая, подвижная структура, в каждом акте которого имеет место сложное взаимодействие между его компонентами.
1.1.3. Кинематограф и восприятие пространства и движения.
С. Гинзбург выделяет три группы факторов, определяющих формирование восприятия движения при восприятии киноизображения. «Первая группа связана непосредственно с устройством глаза как аппарата, фиксирующего движение. Вторая - с образованием восприятия непрерывно развивающегося движения из зрительных ощущений, фиксирующих отдельные его моменты. Третья - собственно с кино как языком искусства, своими средствами описывающим движение».(42; стр. 29)
Существование первой группы факторов детерминировано инерцией зрения, благодаря которой последовательное, с определенной