Ви є тут

Цвет в системе художественных средств современного телевидения

Автор: 
Шумилова Светлана Дмитриевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172074
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание:
Введение 3
1 глава Особенности образного цветового решения телепередач
1. Рождение цветного телевидения 25
2. Поиски новых выразительных средств на цветном телевидении 42
3. Цветовая образность в кино и в других смежных искусствах, ее влияние на телевидение 77
2 глава Эстетика цветного телевидения
1. Новые возможности цветного вещания в условиях цифрового телевидения 93
2. Проблемы дизайна телевизионных программ и возрастание роли цвета в их художественной выразительности 106
3. Интерактивное воздействие цвета на зрительскую аудиторию 117
Заключение 143
Библиография
149
3
Введение
В современную эпоху формирования информационно-компьютерной и аудиовизуальной цивилизации телевидение стало частью общей системы культуры общества, активно воздействуя на образ жизни людей во всем мире. Полифункциональность телевидения, развитие его одновременно как средства массовой коммуникации и как искусства, породила специфические формы отражения действительности и создала «универсальный» язык на стыке СМК и искусства. Вот почему на телеэкране возникает отличный от других видов искусства и средств коммуникации синтезированный образ мира. И если фотография в XIX веке, а кино в XX веке повлияли на цивилизационные процессы и на всю культуру в целом, то телевидение XXI века моделирует поведение человека и его понимание своего места в социуме. Именно в начале XXI века телевидение, применяя новые технологии, в решающей степени стало влиять не только на распространение информации, трансляцию событий, репродуцирование культурных ценностей, но и создавать новые, яркие, зрелищные программы и передачи. Изменился подход и к структуре телефильмов.
Как представляется, в последние годы телевизионный экран стал агрессивной средой. При помощи клипового монтажа, крупных планов, активного цвета, повышения уровня звука в рекламных роликах многие авторы программ, в погоне за рейтингом, стремятся любой ценой привлечь внимание зрителей. За счет нестандартной формы, необычной подачи, даже самый незначительный факт может стать сиюминутной сенсацией.
Новые формы телевизионного коммуникативного поля не только концентрируют зрительское внимание, но и изменяют картину происходящего. Под воздействием цифровых технологий трансформируется и телевизионный язык, который еще в большей степени стал одновременно и
14
искусств. И это не дань исторической форме подхода к исследованию проблемы. Автор осмысленно дает обзор различных приемов цветового решения, используемых на протяжении нескольких десятилетий освоения техники, технологии передачи цвета на телевидении, начиная от аналогового до цифрового ТВ. На этих примерах отчетливо видны различные подходы к решению пространственного построения экранных произведений.
Автором также использован личный архив, собранный во время обучения в ИПК работников ТВ и РВ и работы на ОГТКР «Ямал-Регион». Анализируя весь накопленный опыт предшественников и сопоставляя его со своим опытом работы, диссертант приходит к выводу, что «забытое старое» на новом витке своего развития создает условия для поиска новых путей выразительности экрана. Ибо сегодня, как никогда, на телевизионном экране сосуществуют «старые» приемы и современные медийные решения, построенные на общечеловеческих законах восприятия и цветового зрения. Но, наравне с этим, появляются передачи, обращенные к низменным чувствам зрителя. Авторы такого рода передач используют форму «кича», который становится синонимом массового искусства.
Углубленному изучению проблематики способствовал опыт работы автора на телеканале «Мир», где были на практике применены многие из приведенных в диссертации приемов оформления студийного пространства. Диссертантом собран обширный архив за годы работы в ОГТРК «Ямал-Регион» и ГТРК «Ямал», где им концептуально разработан имидж канала.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Автор впервые в теории телевидения системно анализирует современные тенденции восприятия цвета. Основываясь как на теоретических работах известных ученых-естествоиспытателей, философов и психологов, так и новейших разработках современных специалистов в области изучения цветового зрения и искусствоведов, впервые применяя их выводы и гипотезы в связи с восприятием телевизионных программ.
15
2. Автор самостоятельно выявил некоторые закономерности единства восприятия цвета с экрана телевизора и образного построения передачи.
3. Автор рассматривает взаимодействие работы оператора и художника-дизайнера в создании визуального образа и его пластического воплощения, «переводя» задуманное авторами в экранное зрелище.
4. Впервые в теории отечественного телевидения автором определена роль дизайнеров в создании телевизионного пространства и образа канала. Определены творческие задачи, стоящие сегодня перед дизайнерами, и основные направления в их работе в свете широкого внедрения цифровых технологий.
5. Впервые исследованы вопросы, связанные с усилением зрелищности форм, с потребностью зрителей в разнообразии идей, отражающих тенденции последних лет. Все эти изменения диктуются борьбой со стороны каждого из каналов за рейтинг и привлечение зрительского внимания разных социальных слоев населения к своей позиции.
Практическая значимость работы состоит в следующем:
- материалы и методический инструментарий могут быть использованы в практической работе дизайнеров, в учебно-методической работе при разработке спецкурсов и семинаров по теории и практике телевизионной режиссуры, операторского мастерства и мастерства режиссеров мультимедиа;
- выводы и положения диссертации могут быть полезны при разработке концепции имиджа каналов, поиска нового студийного пространства передач различных жанров;
- дискуссионные положения, которые всегда возникают при разработке нового подхода к вопросам, затронутым в диссертации, помогут в дальнейшем углубить изучение отдельных положений по тематике дис-