Ви є тут

Художественно-эстетический анализ звукового эфирного пространства телерадиовещания

Автор: 
Ефимова Наталья Николаевна
Тип роботи: 
Дис. д-ра искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
172076
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................ 4
ГЛАВА 1. Общая характеристика художественно-эстетической природы
звукового эфирного пространства......................... 14
1. Природа звуковой информации и ее роль в жизни современного общества........................................................ 14
2. Коммуникативные и художественно-эстетические черты звукового эфирного пространства телерадиовещания....................... 26
3. Роль звукорежтссуры в формировании звуковой палитры эфирного пространства телерадиовещания................................... 47
ГЛАВА 2 Особенности звучащей речи на ТВ и РВ...................... 69
1. Компоненты звучащей речи как средство коммуникации.......... 69
2. Речь в структуре эфирных программ........................... 77
3. Творческие аспекты работы звукореэ/сиссера с речевыми фонограммами................................................... 94
ГЛАВА 3 Особенности музыкальной палитры............................... 102
1. Роль музыки в э/сизни общества.................................. 102
2. Музыка в структуре эфирных програші....................... 108
3. Основные приемы организации музыкальных фонограмм в
эфирных произведениях........................................... 132
ГЛАВА 4 Особенности шумов и акустических эффектов ................... 142
1. Шумы и звуковые эффекты как выразительные компоненты
звуковой партитуры........................................ 142
2. Творческие задачи работы звукорежиссера с шумовыми фонограммам и.................................................. 150
ГЛАВА 5 Анализ звуковых партитур классических и ряда современных
программ телерадиовещания................................ 160
1. Жанровые особенности эфирных программ..................... 160
2. Аначиз звуковых партитур классических программ............ 164
3
3. Специфика работы звукорежиссера над озвучанием «малых»
телевизионных жанров....................................... 212
ГЛАВА 6 Основные аспекты профессиональной деятельности современной звукорежиссуры отечественного телерадиовещания и пути ее совершенствования........................ 222
1. Анализ основных моментов слухового дискомфорта и способы их устранения в процессе озвучания эфирной программы 222
2. Основные задачи профессиональной подготовки звукорежиссера
ТВ и РВ.................................................... 234
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................... 250
ПРИМЕЧАНИЕ...................................................... 257
БИБЛИОГРАФИЯ.................................................... 262
27
никативной деятельностью людей с помощью современных технических средств, объединяющая в себе различные типы звуковой информации, существующей в природе и обществе.
На состав и качество звукового эфирного пространства телерадиовещания большое влияние оказывают общественно-политические события, происходящие в современном обществе.
Так, например, в 60-80-е годы прошлого столетия на телевидении и радио было много отечественных образовательных, художественных, музыкальных программ, в которых звучало много качественной в художественном отношении музыки, грамотная речь. В это время телерадиовещание выполняло свою просветительскую функцию, выдавая в эфир лучшие образцы отечественной музыкальной культуры как в чисто музыкальных программах, так и в структуре разножанровых эфирных программ. Известный композитор Т.Н.Хренников писал тогда: “И симфоническая музыка и лучшие произведения всех видов музыкального творчества, звучащие по ТВ и РВ, становятся средствами воспитания хорошего вкуса, приобщают зрите-лей-слушателей к великим ценностям, что оставлены в наследство нашими предшественниками, и к лучшим образцам современной музыки. Так что трудно переоценить значение телевидения и радио в пропаганде музыкального искусства и в воздействии его на эмоциональный строй, на духовную жизнь людей”.8 Все это, несмотря на ряд проявлений негативного характера (слишком жесткая цензура и др.) формировало здоровую акустическую среду эфира и общества в целом.
В 90-е годы все художественное вещание было практически сведено до минимума. Почему-то не оказалось денег на производство отечественных теле- или радиопрограмм, зато с Запада и Востока хлынул поток низкопробной продукции в виде многочисленных сериалов, как близнецы похожих друг на друга. Форматы каналов радио и телевидения были транс-
28
формированы в сторону упрощения и развлекательности. Совершенно справедливо мнение некоторых специалистов, аналитиков и практиков телерадиовещания о том, что СМК с этого времени встало на путь активной коммерциализации. Коммерческая основа “нового” телерадиовещания, прямая зависимость вещательных организаций от рекламодателей, по их мнению, привела к сужению жанрово-тематической палитры массового вещания. Вместе с тем, возникла проблема появления в эфире качественной телерадиовещательной продукции. “Опытных профессионалов на телевидении и радио сменило новое поколение достаточно энергичной, но профессионально малоподготовленной молодежи”.9 Во многом этот фактор и определил негативные тенденции, последствия которых придется еще долго преодолевать.
Состав и качество звуковой среды современного эфирного пространства тесно связан с процессами, происходящими в самой структуре современного отечественного телерадиовещания.
Основные его черты — изменение природы ценностей, потребительское отношение зрителей и слушателей к эфирной информации, опора на рациональную систему смыслов и псевдоценностей, которые создают современные ТВ и РВ, стремление создателей программ увести аудиторию в мир вымысла и ирреальности, деконструкция действительности, стремление к игровому началу, поиски “удовольствий” в ущерб смыслу, явное стремление к ироничности, смеховому началу, отсутствие профессионализма у создателей программ, погоня за рейтингом любой ценой, размывание границ жанров эфирных программ, потакание дурным вкусам невзыскательной части публики и т.д. Особенно подчеркивается стремление к игровому началу: “Игра, которая так распространена на ТВ вытесняет самою реальность, уводит от нее, стремится к заблуждению, опережает действительность, эпатирует ее. В итоге смотрящий человек достигает такого