Ви є тут

Эстетические особенности музыкальных видеоклипов

Автор: 
Советкина Эрика Васильевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
172078
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Прообразы современного музыкального видеоклипа.
1.1. К истории вопроса: от синкретического искусства к звуко-зрительному
искусству кино 22
1.2. Киномюзикл как предтеча музыкального видеоклипа 33
1.3. Киномузыка и музыка театра, их влияние на становление музыкального
видеоклипа 43
1.4. Светомузыка и мультимедиа, их влияние на развитие
выразительных средств музыкальных клипов 53
1.5. Эстетика музыкального телевидения (на примере отечественного
телевидения). 59
Глава И. Музыкальные видеоклипы на современном этапе, их эстетические особенности и образное построение.
2.1 Видеоклип: происхождение термина 69
2.2. Музыка как основа музыкальных видеоклипов 76
2.3. Жанровые особенности, типология и функции музыкальных
видеоклипов 87
2.4. Изобразительный ряд и режиссура музыкальных видеоклипов 92
2.5. Музыкальный видеоклип: искусство и бизнес. 99
2.6. Современные тенденции развития музыкального видеоклипа 111
Заключение 120
Библиография 122
Фильмография 129
ВВЕДЕНИЕ
Все возрастающие возможности аудиовизуальных средств массовой коммуникации неуклонно ведут к появлению новых разновидностей экранных произведений. Одни из них, пройдя испытание временем, уже востребованы и прочно занимают свое место в структуре современной экранной продукции, другие же еще только находятся в стадии становления.
Стремительное развитие современных технологий, поставленных на службу творческому процессу, а также изменения, происходящие в социально-экономической обстановке общества диктуют необходимость поиска новых форм аудиовизуальных произведений, новых средств выражения. Особого внимания в связи с этим заслуживают видеоклипы, в частности музыкальные. Их содержательное и функциональное разнообразие настолько велико, что требует серьезного теоретического осмысления.
Данное исследование посвящено проблемам эстетической сущности музыкальных видеоклипов и развитию их выразительных средств.
Необходимость изучения музыкальных видеоклипов, их места в современной структуре экранной продукции, а также в культуре общества в целом обусловлена, прежде всего, не столько их огромным количеством, выходящим на экраны всего мира, сколько потребностью многомиллионной аудитории в таком виде аудиовизуального продукта.
Клипы диктуют моду, пропагандируют стиль жизни, являются неким “образчиком” для подражания как в поведении, так и в оценке действительности. Особенно это касается молодежной аудитории, чьи идеалы и общекультурные ценности находятся еще в стадии становления. Поэтому вопросы, связанные с влиянием музыкальных видеоклипов на людей, а соответственно и формированием у них определенного состояния и поведения, особенно актуальны.
историческое прошлое, дает человеку возможность не только “потреблять”, но и “создавать” новое, позитивное. Тем самым “культура” есть живое созидание человечеством части своего бытия, объединяющее как “духовное”, так и “материальное” строительство мира, вне которого человек превратится в животное.
На рубеже XIX - XX в.в., когда многое было поставлено на конвейер: и производство, и мышление (унификация мыслей), и стандартизация искусства, создается “индустрия развлечения”, а ее продукция к середине XX века получает приставку “поп”. На распространение такой продукции не жалеют денег, поскольку поп-продукт приносит баснословные прибыли.
Особый всплеск популяризации поп-культуры приходится, как правило, на переломные периоды в развитии общества, в частности на период смены формации и социальной перестройки. В нашей стране расцвет поп-культуры пришелся на 90-е годы прошлого века. Дестабилизация общества и связанные с ней депрессивные состояния и неуверенность в завтрашнем дне вызывают всплеск “увлечения развлечениями”, связанный с выбросом негативных эмоций на физиологическом уровне, развитие целого направления молодежной культуры (байкеры, роллеры и т.п). “Выплескивается” наружу агрессивная энергия, вызываемая поверхностными, активными видами развлечений: “грязными” танцами, гала-концертами, пивными фестивалями, различного рода играми, в том числе и мультимедиапродукцией, кино- и видсопроизведсниями.
Аудиовизуальные СМК сегодня представляют собой сложную структуру, состоящую из информационных блоков, аналитических программ, художественно-развлекательных передач и т.д. Некоторые из них -“серьезные”, профессиональные, являющиеся, как правило, концептуальными для телевизионного канала, с привлечением в них ведущих аналитиков, политологов, социологов, деятелей культуры и искусства (“Времена” В. Познера, “Основной инстинкт” С.Сорокиной и т.д.). Хотя одним зрителям такие
12
программы нравятся, а другим - нет, но они вызывают интерес, отклик
телезрителей и не являются поп-артом. Они сделаны на хорошем
профессиональном уровне, несут новую информации, заставляют зрителя не только чувственно сопереживать, но и думать, делать свои выводы,
вырабатывать свою точку зрения.
Другие (“попсовые”) программы, созданные поверхностно, с элементами примитивной развлекательности, рассчитаны, скорее, на внешний, эмоциональный эффект, нежели на серьезный, “внутренний” подход.
Существуют телевизионные ток-шоу, в которых особенно четко просматриваются данные черты - черты поп-культуры. Среди них можно назвать программы “Моя семья”, “Город женщин”, “Окна”, “Девичьи слезы”, “Большая стирка” и т.д. В них, как правило, затрагиваются темы быта, семейных ценностей, межличностных отношений. Порой авторы касаются серьезных вопросов, переводя их при этом с примирительным оттенком в разряд однодневных. Так в силу вступает манипуляция сознанием зрителя. Именно такого характера программы могут изменять массовое сознание. Они внушают людям популистские взгляды на происходящее, уводят от решения проблем, формируют обывательское представление о происходящем.
В произведениях псевдокультуры, как правило, нет единства. Они распадаются на отдельные куски, даже если внешне это похоже на художественный прием. Отсутствие развития мысли, образного построения в таком случае прикрывается простейшей иллюстрацией лсгкоузиавасмой ассоциации вроде “все будет хорошо”. Особенно наглядно это демонстрируют современные музыкальные видеоклипы. Например, в видеоклипе Д. Билана “Мулатка” создатели пытались с юмором показать страсть молодого человека к девушке-мулатке. Но натуралистичность эротических сцен, сведенных до примитивизма, и “плоский” юмор (утрированно выпученные глаза героя, созданные с помощью мультипликации, нелепые жесты облизывания банана и