Ви є тут

Компьютерные спецэффекты на материале голливудского кино последнего десятилетия XX века

Автор: 
Степанова Мария Андреевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
172079
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА I. История спецэффектов 15
§ 1. Ранние этапы развития спецэффектов 15
§2. История Си Джи эффектов 24
ГЛАВА II. Использование спецэффектов в фильмах за
период с 1991 г. по 2000 г. 30
ГЛАВА III. Компьютерная анимация 136
§ 1. Совмещение 2Д и ЗД анимации с реальными актерами
и фонами 139
§2. Полнометражные компьютерные фильмы 145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 173
БИБЛИОГРАФИЯ 183
ФИЛЬМОГРАФИЯ 190
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 198
Таблица 1. Бюджет и прибыль фильмов с использованием компьютерных спецэффектов 201
Таблица 2. Бюджет и прибыль фильмов с минимальным использованием спецэффектов 206
Таблица 3. Бюджет и прибыль полнометражных анимационных Фильмов с использованием компьютерных технологий 207
Рис. 1. Средний показатель прибыли (в млн. долл.) за период с 1991 по 2001 г. (на основе данных по фильмам, приведенным в работе) 208
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Терминология и кинословарь
209
ВВЕДЕНИЕ
Спецэффекты стали неотъемлемым элементом современного кинематографа. Представляя собой совокупность технических средств и приемов, они наряду с монтажом, звуком и цветом составили тот инструментарий, которым оперируют кинематографисты. Традиционно являясь атрибутом «легкого» жанра в кино (сказки, фантастика), с развитием компьютерной графики они не только продолжили эту тенденцию, но и обозначили появление нового направления в киноискусстве. Безграничное расширение возможностей спецэффектов поставило перед кинематографистами сложные проблемы - философские и творческие. Исследованию этих проблем и посвящена данная работа.
Фотографический принцип связывает кино с изобразительной традицией, идущей от живописи. В то же время «движущаяся картинка» ведет свое начало от балагана, ярмарочных аттракционов, иллюзионов, то есть традиций массового, развлекательного зрелища. Эти зрелища всегда предполагали использование таких приемов, которые должны были произвести особое впечатление на зрителя, например, трюки иллюзионистов или фокусников. Отсюда можно сделать вывод, что спецэффекты в кино неразрывно связаны как с киноискусством со времен его изобретения, так и с массовыми зрелищами чисто развлекательного характера.
Современные специалисты по киноспецэффектам, опираясь на технические, прежде всего компьютерные возможности, производят удивительные трюки, не ограниченные ни временем, ни пространством. Они создают и разрушают визуальные образы прошлого и будущего, трансформируют окружающую действительность, конструируют несуществующие иллюзорные, виртуальные миры. Например, одна из
технические приемы, которые применяются и поныне, конечно на более совершенном уровне.
В начале XX в. само кино было главным спецэффектом. Люди платили деньги, чтобы увидеть рабочих, выходящих из фабрики, движущийся поезд, ребенка, который ест и т. д. Эти сюжеты открыли первый публичный кинопоказ братьев Люмьер 28 декабря 1895 года в Париже в «Гран кафе» на бульваре Капуцинов. Именно этот сеанс принято считать началом истории кинематографа, его «днем рождения». Кинематографическая легенда гласит, что во время показа ролика с поездом эффект был настолько силен, что зрители кричали и спасались бегством из зала. Другая легенда повествует о том, что отец Люмьеров сказал как-то Джорджу Мельесу: «У кино совсем нет будущего». Сыновья Люмьера также не разделяли оптимизма Мельеса, один из них позже сказал: «Я никогда не верил в то, что кто-то будет в течение многих часов сидеть в темном зале, внимательно следя за происходящим на экране».
Кино перестало быть лишь аттракционом и стало самостоятельным жанром после того как стало использовать сюжет. Именно в этом состоит секрет его притягательности. Одна из основных задач кинематографистов, как тогда, так и сейчас - с помощью технических и художественных приемов заставить зрителя поверить в реальность происходящего на экране, создать иллюзию реального мира нематериальными средствами. Для достижения этой цели применялись традиционные для театра декорации, реквизит, костюмы, грим. Что касается светотехники, то первоначально съемки происходили на открытом воздухе при естественном освещении, однако в дальнейшем киностудии стали все больше применять искусственное освещение, поскольку это давало возможность полностью контролировать свет и его распределение. Но появилось также нечто
19
специфичное, присущее только кино, то, что на раннем этапе называли «трюками», а позже спецэффектами.
Пионеры спецэффектов добивались иллюзии смены действия двумя основными способами - с помощью остановки и включения камеры или с помощью склеивания различных кусков пленки на монтажном столе. Любые невероятные превращения становились возможными. Использовались также трюки, наработанные на театральной сцене («Привидение Пепа», другие приспособления). Еще один эффект состоял в том, чтобы совместить в кадре людей нормального и уменьшенного размера. Один из наиболее важных методов работы с камерой, которые разработали ранние мастера спецэффектов, была операторская работа, связанная с масками. Она была связана с длительной обработкой негативов, различными экспозициями и т. д. Часть съемочного кадра закрывалась масками (черными непрозрачными кусками бумаги или ткани необходимой формы), чтобы часть изображение не экспонировалась. После этого снимали игровую сцену, а затем другими масками закрывали уже отснятое изображение и снимали еще раз то, чего не было в этой сцене. Это объясняет, почему, например, в ранних фильмах, где дело происходит в поезде, актеры располагаются так, чтобы они не перекрывали мелькающий в окне ландшафт, который снят отдельно и вставлен в кадр при помощи масок. Позже, была разработана двигающаяся маска, которая позволяла фигурам пересекать уже отэкспонированный фон. Система двигающихся масок была использована для достижения впечатляющего результата в фильме Джеймса Уейла «Человек - неведимка» (1933 г.). Другой мастер спецэффектов Уиллис О'Брайен достиг больших успехов в покадровой операторской работе и манипулировании моделями в «Затерянном Мире» (1925 г.), где он создал стадо динозавров, и, позже, в «Кинг Конге» (1933 г.)