Ви є тут

Тема личности и империи в английском кинематографе 1930-80-х гг.

Автор: 
Трофимова Ольга Сергеевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
1930
Артикул:
172090
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение........................................................3
Глава 1 Классический английский кинематограф как средство
пропаганды имперской идеи..........................................26
Глава 2 Отражение идеологических перемен в послевоенном английском художественном кинематографе: развенчание традиционных
идеалов............................................................58
Глава 3 Путь к объективному осмыслению прошлого...............106
Заключение....................................................128
Примечания....................................................136
Библиография..................................................142
Фильмография..................................................153
2
Введение
Кинематограф как «социально-психологическая1 модель совершенно определенного периода»1 отразил многие ключевые события истории XX в., в числе которых ряд перемен глобального исторического масштаба*
Одним из наиболее значимых событий этого периода стало крушение империй, прежде всего, западноевропейских, что привело к изменению векторов исторического и культурного развития в конце минувшего столетия.
Европейская культура пережила в XX в. кризис и закат, предсказанные и исследованные историками и социологами XIХ-ХХ вв., в частности,
Н.Я.Данилевским, К.Н.Леонтьевым, О.Шпенглером, П.Сорокиным. По мнению Сорокина, "настоящий кризис носит не обычный, а экстраординарный характер. Это не просто экономические или политические неуря-
%
дицы, кризис затрагивает одновременно почти всю западную культуру и общество, все их главные институты /..7. Если быть более точным, этот кризис заключается в распаде основополагающих форм западной культуры и общества последних четырех столетий."2
Поскольку, как показал историк искусства И.И.Винкельман, "искусство возникает, развивается и падает в связи с развитием общества"3, наиболее значительные явления истории XX в., в том числе, крушение империй и переосмысление отношений личности и государства, нашли свое отражение в одном из господствующих искусств XX в. - в кинематографе.
Отношения киноискусства и империй в Х1Х-ХХ вв. малоизученны, особенно в России. В настоящее время сделаны первые попытки их-анализа4. Однако, на зарубежном материале эта проблема за немногими исключениями5 вообще не исследовалась.
В то же время, из числа империй-участниц Первой мировой войны только Франция и Великобритания сохранили колониальную структуру до середины XX столетия, что не могло не сказаться на развитии
Р. Киплинг, чья слава находилась в зените. Его называли "Сесилом Родсом в литературе". Полные энергии, герои Киплинга сражались в дальних краях с врагами и добывали славу Великой Британии. В 1899 г. Киплинг опубликовал свое знаменитое стихотворение, на долгие годы ставшее идеологической программой пропаганды имперских идей Британии:
Неси это гордое бремя -Родных сыновей пошли На службу тебе подвластным Народам на край земли -На каторгу ради угрюмых Мятущихся дикарей,
Наполовину бесов,
Наполовину людей.
«Бремя белого человека» /пер. А. Сергеева/31 В 1966 г. Р. Фабер назвал это стихотворение "архетипическим символом "нового империализма"32.
Особенному успеху у читателей самых широких кругов способствовал стиль Киплинга: внешне бесхитростный, простой, без украшений эпитетами, приближенный к ритму народных песен, к ритму солдатского шага, к обычной повседневной речи. Таким образом, официальная имперская идеология сама нисходила к подданным, которые проникались искренним доверием, тронутые и воодушевленные этой простотой. Позже мы встретимся с таким приемом в пропагандистских британских фильмах, в основном, документальных. В целом неоромантическая «литература действия» значительно повлияла на формирование стиля коммерческого английского кино (приключенческие фильмы) и во многом способствовала появлению и формированию жанра исторического костюмного фильма.
15
Особое место в раннем пропагандистском кино Великобритании заняла мультипликация на патриотическо-политические темы. К примеру, в 1898 г. У. Пол, конструктор английской кинокамеры, выпустил мультфильм «Британия»,, в котором в центре внимания были государственные символы - Юнион Джек и британская геральдика. В мультфильме «Политические фавориты» изображались знаменитые общественные деятели тех лет.
В определенной степени имперское влияние обусловило развитие самых любимых публикой жанров документального кино - "видовых" и хроникальных картин - в необходимом для пропаганды направлении. "Видовые" знакомили зрителей метрополии с жизнью колоний. Английская хроника увозилась в колонии, "внушая почтительный трепет подданным ее величества, которые могли, например, лицезреть королеву на торжественных церемониях и военных парадах"33. Широкое распространение получила кинохроника, снятая в 1897 г. к шестидесятилетию правления королевы Виктории, - фильм раскупался другими странами, так что можно говорить об имперской пропаганде величия нации и за рубежом. Не менее известны в Англии.- были 40-футовые ленты производства У. Пола. В каталоге лент Пола 1898 г. выделены предметные рубрики, в том числе «колониальная», под которой числятся хроникальные съемки, связанные с колониями. Например, съемки кавалерийского отряда колониальных войск, которые проезжали во время торжеств в Лондоне Вестминстерское аббатство. Отмечены ленты, в которых показаны королевские экипажи, гвардия, принцы, эскорт и т.д. В аннотации к одному из эпизодов написано, что в нем запечатлено лицо королевы Виктории (!). Стремясь загладить неприятные впечатления после англо-бурской войны, хроникеры присылают из Индии отчет о пышном празднестве - «Торжественный прием в Дели», в котором рассказывается о прибытии высокопоставленных особ, показаны индусы-солдаты ее величества и т.д.
16