Ви є тут

Художественно-эстетические проблемы современного телетеатра

Автор: 
Ростова Нина Владимировна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2001
Артикул:
172100
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................... 3
Г ЛАВА I. Становление и современные
проблемы развития телетеатра.........................12
1.1. Истоки и специфика формирования телетеатра.................12
1.2. Телевидение и театр в условиях реформирования общества.....39
ГЛАВА 2. Художественно-эстетические принципы
функционирования телетеатра..........................66
2.1. Экранно-драматические основы литературного телетеатра......66
2.2. Специфика режиссуры на телетеатре
и проблемы подготовки режиссерских кадров..................96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................... 141
Библиографический список
использованной литературы......................................148
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. История отечественного телетеатра, его драматургия и режиссура, его художественное становление, жанрово-стилистические поиски, решение отдельных компонентов спектакля - эти и многие другие вопросы были рассмотрены автором данного исследования.
Работа посвящена по преимуществу изучению выразительных художественных возможностей телетеатра, того нового, что он вносит в этом смысле в теорию и практику зрелищных видов искусства.
Телевидение, возникшее как средство информации, с каждым годом все определеннее и активнее заявляет о своем участии в процессах, происходящих в художественной культуре. Обратившись к миру искусств на первых порах как средство распространения художественных произведений, телевидение вскоре ощутило в себе потенции самостоятельного творчества. Телевизионные спектакли вместе с телевизионными фильмами были одной из первых художественных форм, в которой происходили поиски эстетической самостоятельности искусства художественного телевидения.
Как это не раз было в истории культуры с новыми, бурно развивающимися художественными формами, теория и история здесь отстают от практики, не успевают за ее ходом. Поэтому актуальность задачи изучения многообразного опыта телевизионного театра, стоящей перед искусствоведами, не подлежит сомнению.
Автор констатирует, что для исследования собственных достижений телевизионного театра немаловажно понимание тех возможностей, которые таит в себе телевидение как средство приобщения
14
Там есть хорошая актерская избыточность, даже не самодостаточность, а, именно, - избыточность. И она, если точно направлена в цель, пронзает зрителя и приковывает его внимание. Ему становится интересно. Сегодня манера игры изменилась. Стиль стал приближаться к «стебу», к «прикиду», сострадать перестали, стали показывать... Сегодня очень много муляжей в искусстве. Смотришь фильм, но это не фильм - это муляж. Видно, что он сделан быстро, наспех, но, главное, что там полностью отсутствует та избыточность, та душа материала, которая так привлекала и завораживала зрителя»1, - констатирует режиссер А.Орлов.
Можно много говорить о том времени. Это было искусство в достаточной степени условное. Не надо было достигать фактурной достоверности, главной была достоверность человеческая, психологическая. Поэтому этот период оставил блестящие актерские работы.
Что же удалось сделать первооткрывателям телетеатра? Ответить на этот вопрос, значит и объяснить, во многом, почему телевизионные спектакли до сих пор остаются одним из самых сложных жанров.
Чтобы приблизиться к истине, выясняя назначение телеспектакля (телефильма), неизбежно приходится говорить о назначении телевидения в целом, частью которого и является телетеатр. Зачем появилось телевидение? Какую потребность общества выражает?
Вот что писал Дзига Вертов в 1925 году: «В ближайшее время человек сможет записанные радиокиноаппаратом зрительные и слуховые явления одновременно передавать по радио всему миру. Мы должны подготовиться к тому, чтобы эти изобретения капиталистического мира обратить ему же на погибель... Мы будем усиленно готовиться к тому,
1 Телетеатр. Классика. - Телеканал «Культура». Эфир 2.02.2001.
15
чтобы дать возможность пролетариям всех стран организованно видеть и слышать весь мир, видеть, слышать и понимать друг друга»1.
Несколько позже, но еще до той поры, когда домашние экраны получили массовое распространение, Сергей Эйзенштейн мечтал о возможности видеть «жизнь в чуде телевидения», «...прямо и непосредственно пересылать миллионам слушателей и зрителей художественную интерпретацию события в неповторимый момент самого свершения его, в момент первой и бесконечно волнующей встречи с ним» .
Оба эти высказывания, сделанные еще в преддверии телевидения, очевидно, нуждаются по нынешним временам в известном уточнении формулировок, но, думается, по духу своему они абсолютно верны и правильно раскрывают назначение и эстетическую сущность телевидения.
Мы, живущие в пору бурного развития телевидения, не раз могли убедиться в том, что оно самобытно и незаменимо именно как глобальное средство информации и общения между людьми, между народами, в том, что с эстетической точки зрения телевидение уникально и неподражаемо, когда пересылает зрителям «художественную интерпретацию события в неповторимый момент самого свершения его».
Когда в 1925 году Дзига Вертов мечтал о телевидении, то, скорее всего, представлял его экраны установленными на площадях или на сценах рабочих клубов, куда собираются массы как на митинг, чтобы «организованно видеть и слышать» пролетариев всех стран. Но вышло иначе. Телевизор стал принадлежностью быта, комнаты. Его смотрят в обстановке камерной, интимной, где митинговая форма обращения уместна далеко не всегда, где разговор идет наедине, с глазу на глаз. И это тоже наложило свой отпечаток на эстетику телевидения.
1 Дзига Вертов. Статьи, дневники, замыслы. М.: Искусство, 1966. С.86.
2 С.М.Эйзенштейн. Избранные статьи. М.: Искусство, 1956. С.42.