Ви є тут

Природа аудиовизуального творчества : Язык и образная система телевидения

Автор: 
Утилова Наталья Ивановна
Тип роботи: 
Язык и образная система телевидения
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
260
Артикул:
1000300185
179 грн
Додати в кошик

Вміст

І
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................стр. 1-13
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО
МЫШЛЕНИЯ И ОБРАЗНАЯСИСТЕМА ТЕЛЕЭКРАНА ....стр. 14 - 78
ГЛАВА 2. ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ЯЗЫКА........стр. 79-150
ГЛАВА 3. ТЕЛЕВИЗИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ, МОНТАЖ И ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ КОНТИНУУМ....стр. 151-245
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 246 - 250
4 БИБЛИОГРАФИЯ сір. 251 - 260
I
ВВЕДЕНИЕ
t
Современное телевидение, возникнув как средство массовой информации и коммуникации, является сегодня одним из видов современного аудиовизуального искусства, частью современной культуры Его родовой признак - аудиовизуальный язык - расширил воздействие на общество не только в силу своей более упрощенной и доступной по сравнению с другими видами искусства формы ведения рассказа, но и благодаря тому, что видеотехнологии позволяют в кратчайшие сроки «транспортировать» информацию, используя приемы образного построения, воздействуя на зрителя одновременно на уровне сознания и подсознания, рацио и эмоции.
Поскольку формирование языка телевидения проходило под воздействием, как словесной (пресса, радио), так и пластической (изобразительное искусство, кинематограф) доминант, телевидение синтезировало выразительные средства слова и изображения на новом уровне -языка аудиовизуальных образов, созданных посредством электронных технологий. Синтез «условности» языка и «безусловности» материала (событийность, жизненная достоверность, сиюминутность) подготовил почву для отхода от стилистики наиболее близкого вида искусства - кино, выделив примат времени и «документальность» изобразительного ряда, что усилило ощущение нового восприятия - телевизионной «реальности» В свое время первый отечественный теоретик телевидения В. Саппак нашел для него формулу «окно в реальность», охарактеризовав тем самым фундаментальный родовой признак нового вида коммуникации.
Со временем теоретики и практики телевидения столкнулись с феноменом его известной двойственности. С одной стороны, опираясь lia временную основу организации зрелища - «здесь и сейчас», телеэкран подчеркивает одномоментность протекающего события, создает условия для сопереживания зрителя с происходящим. С другой стороны, «документальное» начало, которое подчеркивает течение происходящего на экране независимо от наших эмоций, подчиняется условным приемам - композиции кадра, ракурсам, монтажному решению, темпо-ритмическому построению, цветовой и
Так образный телевизионный язык постоянно трансформируется под натиском дигитальных технологий, которые в свою очередь влияют на изменение зрительского восприятия художественной условности.
Основными средствами современного языка телевидения стали многослойное (многоплановое с применением компьютерной технологии) композиционное построение кадра, использование изменяющегося
е
светотонального рисунка портретов (и всего кадра в целом), как средства характеристики героя и происходящего действия, цветовое решение кадра, как образное построение мира героя и способ передачи его состояния или субъективного- видения мира, использование глубинной мизансцены для решения пространственно-временного течения события, контрапункта звука и изображения, монтажа ках способа художественной формы организации аудиовизуального повествования. Уплотнился темпоритм передач
Однако было бы неправомерно умолчать о том, что в этих поисках нашли также свое преломление цветовая зрелищность и приближенные к массовым зрелищам "до - телевизионного" периода - формы гала -концертов, использование кукол, "цирковые" трюки (особенно в детских программах).
Особенностью современного периода является то, что открытая форма условности - каламбуры, трюки, использование возможности компьютерной графики, с одной стороны, позволяет говорить- о поисках воздействия на массы в привычной для массового зрелища форме смешения смешного и трагического (для снятия- социальной напряженности), с другой стороны, способствует снижению воспитания эстетического вкуса и развитости мышления. В передачах такого рода равнозначными являются как слово, так и изображение, а их монтажные соединения становятся приоритетным выразительным средством экранной образности.
В создании телевизионной образности, которая каждый раз по-своему преломляется как в СМИ, так и в художественно-документальном, и в художественном телевидении, особую роль начинают играть выразительные средства экрана, организующие телевизионное зрелище, где в синтезе