Ви є тут

Музыка в структуре художественных телепередач

Автор: 
Ефимова Наталья Николаевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
1996
Артикул:
172105
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ
Телевидение вообще, художественно-музыкальное вещание в особенности, в наше время начинает занимать приоритетное место в современной культуре. Музыка все больше выдвигается на первый план в художественных предпочтениях аудитории, особенно молодежи. Музыка сегодня сопровождает человека всюду - воплощается в жизнь интенция пифагорейцев о “звучащем космосе”. Но этот космос несет сейчас не только позитивные, но и, в значительной степени, негативные ценности, вызывающие глубокую озабоченность общественности. Между тем, в нашей науке, в частности, в культурологии и искусствоведении, проблемы музыкальной культуры современности, связанные, прежде всего, с новой ролыо СМ К, исследуются далеко недостаточно. Это обстоятельство не может не влиять на практику телевидения, работники которого нередко осуществляют программирование передач интуитивно, руководствуясь лишь своим, далеко не всегда безупречным, вкусом. С другой стороны, музыка сегодня занимает большое место и играет огромную роль в структурировании художественных телепередач, насыщенных другими видами искусства.
Развитие экранного языка привело к явлению “перекодировки” музыкального фрагмента - исключению его из кода исходного музыкального произведения и включения в код синтетического экранного искусства кино и ТВ. Музыка при этом выполняет уже другую композиционную роль и несет другую смысловую нагрузку.
Совершенно справедливым представляется мнение
О.Дворниченко о том, что включение музыки в звукозрительный синтез открыло перед экранными искусствами новую область выразительности. “Музыка постепенно из сопровождения “иллюстратора“ стала активным элементом экранного действия, влияя на динамику, ритм, структуру экранного произведения" *.
Актуальность исследования определяется также и тем, что музыкальная культура телевидения не стоит на месте, идет поиск в области новых выразительных средств художественного образа, что объясняет особый интерес к проблемам синтеза изображения и звука.
Здесь, наряду с традиционными решениями, зарождаются необычные формы, находящиеся сегодня в стадии эксперимента (например, - сочетание немого кино и “живой музыки")2, поиски в области свето-цветомузыки, музыкальной графики. Продолжаются попытки перевода музыкального звучания в визуальный ряд.
1 Дворниченко О.И. Музыка как элемент экранного синтеза. М., 1975.
2 В Екатеринбурге с 27 по 29 февраля 1996 года прошел первый в России фестиваль, где демонстрировались ленты 20-х годов в сопровождении “живой музыки". В основе озвучивания немых фильмов лежали три принципа: исполнение аутентичной музыкальной версии (впервые в России “Броненосец Потемкин" демонстрировался с музыкой немецкого композитора
Э.Майзеля, написанной специально к премьере в Германии в 1926 году); компиляции 'из отрывков различных произведений (квартет “Урал” озвучил картину А.Ромма); импровизации.
Результаты исследования могут быть применены при подготовке на специальных курсах режиссеров, музыкальных редакторов, композиторов, принимающих участие в создании телепроизведений.
Структура диссертации.
Логика исследования обусловила структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы по теме исследования, списка анализируемых в работе телепроизведений, в создании которых автор принимал участие, библиографии.
ГЛАВА I. ЭСТЕТШ<0-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКИ ТВ Поставленная в исследовании проблема места и роли музыки телеэкрана не может быть решена без выхода на общетеоретические и эстетические концепции, касающиеся сущности, характера и форм современного искусства вообще. Одной из самых сложных и актуальных из них является проблема синтеза искусств. Острейшим образом она была поставлена с появлением кинематографа, особенно звука и цвета в нем. Так как ТВ является прямым наследником кинематографа, эстетика последнего для нас имеет фундаментальное значение.
Важнейшим ее положением, высказанным в свое время
С.Эйзенштейном является идея единства всех видов искусств, их способность дополнять друг друга в звукозрительном образе.1
В эстетике кинематографа большое место занимает проблема именно музыкального искусства в образной системе экранного произведения. Специфическими эстетическими категориями музыкального ряда экрана называются особая эмоциональность музыки, ее концентрированность, лаконизм выражения, которые определяются рамками повествования.2
Особенное значение для ТВ имеют положения киноэстетики3 о синхронности изображения и звука. При этом
1 Эйзенштейн С.М. Избранные статьи-М., 1956; ПСС в 6-ти томах М.,т.З
2 Кулешов Л.В. Собрание сочинений в 3-х томах.-М., 1987.
3 Ждан Б. Эстетика экрана и взаимодействие искусств.- М., 1987; Эстетика фильма.-М., 1982