Ви є тут

Авангардные опыты в текстиле 1920-х годов. Россия и Запад

Автор: 
Константинова Юлия Александровна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
1920
Артикул:
172332
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ.
Введение. Интерес к ткани в XIX - начале XX века: «скрещенье нитей -псрскрссток идей».........................................................4.
Часть I. Художественный язык конструктивистского текстиля.
Глава первая. Конструктивизм в контексте текстильных опытов художников
русского авангарда......................................................32.
Глава вторая. Родченко. Степанова. Попова. Анализ эскизов для тканей. Вопросы соотношения эскизов с предшествующим творчеством и эволюция пластических идей в орнаментах художников.
Александр Родченко......................................................47.
Варвара Степанова.......................................................49.
Любовь Попова...........................................................58.
Глава третья. Особенности художественного языка конструктивистского текстиля. Попова и Степанова. Сопоставление.............................73.
Часть II. Россия н Запал. Опыты п геометрическом текстиле в западной и
центральной Европе 1920-х годов.
Глава первая. Москва - Париж. Конструктивистские эскизы для ткани и «Симультанное Ателье» Сони Делоне.....................................98.
Глава вторая. «Зарождающийся стиль нашей эпохи» - эскизы для ткани Л.Поповой, В. Степановой и С.Делоне в контексте текстильных опытов западной и центральной Европы конца 1920-х годов.....................146.
Глава третья. Место эскизов для ткани Поповой, Степановой и Делоне в развитии искусства XX века...........................................174.
Заключение..........................................................189.
Библиография........................................................192.
подробное рассмотрение в данной работе одного из важнейших периодов творчества С.Делоне внесет свой вклад в развитие этого интереса.
Приступая к историографическому обзору, посвященному литературе о С.Делоне, необходимо отмстить, что ток же как и в случае с русскими конструктивистами, у нас есть возможность обращаться к письменным источникам, оставленным нам самой Соней Делоне. Источники можно разделить на две категории. Первая - это статьи и выступления художницы 1920-х годов, а также ее переписка, хранящаяся в архиве Делоне в парижской Национальной библиотеке. Вторая - это ее мемуары и интервью 1950-80-х годов. Первая группа источников, хотя и не такая многочисленная и артикулированная как в случае с русскими конструктивистами, отражает ситуацию, в которой работала С.Делоне, и ее творческие приоритеты. В основном тексты Соеш Делоне были собраны и опубликованы вместе с текстами се мужа Роберта Делоне Артуром Косном в книге «Новое искусство цвета: тексты Роберта и Сони Делоне», вышедшей в 1978 году. В связи с нашей темой особо следует выделить статью С.Делоне «Стандартизация костюма», опубликованную в журнале «Искусство Одеваться» в 1928 году. Вторая группа источников, гораздо более многочисленная, также представляет собой ценный материал, но отношение к ним, как и ко всяким мемуарам, требует осторожности. Среди публикаций такого рода наибольшее значение и интерес представляет автобиографическая книга С.Делоне «Мы придем прямо к солнцу», вышедшая в 1978 году.
Что же касается книг и статей, посвященных творчеству Сопи Делоне, то их число весьма велико. Обширная западная историография о С.Делоне берет свое начало в 1920-х годах, когда на страницах французских журналов о моде и декоративном искусстве запестрели репродукции симультанных тканей18. Большинство этих публикаций относится ко второй половине 1920-х годов, когда, после участия в Парижской выставке декоративных и промышленных искусств в 1925 году, Соня укрепила свою репутацию экстравагантного и элитарного дизайнера. Статьи, расхваливавшие Сонино творчество на все лады,
|! См. например: Nouvelle et jolie broderie pour manteaux. Sonia Delaunay. - Vogue, Sept. 1924. P.
23 ; Guide-Album de l’Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes. Paris, 1925 ; Dcltcil J. La Mode qui vient a Mme Sonia Delaunay. - Europe Almanach, (Potsdam) 1925. P 207-210 ; Jung-Clcmcnccau T. La Boutique simultanée. - Les Arts Plastiques, no. 2, (Paris) 1925 ;
подчеркивали прямую преемственность стиля ее тканей и моделей одежды от искусства авангарда, и отмечали беспрецедентную новизну ее работ. Таким образом, в отличие от конструктивистов, стремившихся «отмежеваться» от станкового искусства, в случае с Соней Делоне всегда особо подчеркивалась принадлежность ее текстильных работ к оному. Из публикаций 1920-х годов следует особенно выделить роскошно иллюстрированный альбом, целиком посвященный творчеству художницы, со стихами Сендрара, Дельтея, Тцара и Сульпо и предисловием Андре Лота19. Лот как и другие отмечает беспрецедентное новаторство тканей Сони Делоне и их принадлежность искусству. Несколько статей о симультанной моде Сони Делоне появилось и в иностранной прессе20.
В конце 1930-40 годах в публикациях о Делоне, так же как и о конструктивистах наступает период затишья, вызванный сначала резким экономическим спадом, а затем второй мировой войной, и за исключением нескольких несущественных упоминаний С.Делоне в книгах о ее друзьях историография о ней практически отсутствует.
Интерес к творчеству Сони Делоне возрождается в 1950-е годы, когда довоенный авангард становится историей и начинает привлекать все большее внимание исследователей. Одна из первых книг, оценивающих творчество Роберта и Сони Делоне в исторической перспективе, стала монография Мишеля Сефора «Абстрактное искусство, его истоки и первые мастера», опубликованная в 1950-м году. Ссфор отмечает значение и талант Сони Делоне, однако сожалеет, что она слишком много времени и сил уделила такому маргинальному и преходящему виду искусства, как мода и ткань. С момента выхода этой книги всесторонний интерес к творчеству Сони Делоне будет планомерно возрастать, и уже к концу 1950-х годов ткани и модели одежды художницы выделяются как особая тема в ее творчестве, о чем свидетельствуют, например, статья Гая Вселена о симультанных платьях и
Benoit L. Les tissus de Sonia Delaunay. - Art et Décoration, vol. 1, (Paris), March 1926. P. 142-45. Dormoy M. Les tissus de Sonia Delaunay. - Amour de l’art, vol. VIII, (Paris), March 1927. P. 91-98.
19 Lhote A. Sonia Delaunay. Ses peintures, ses objets, ses tissus simultanées scs modes. Paris, 1925. :!1 Goll C. Simultanistische Kleider. - Bilder Courier. 1924. P. 23 ; Goll C. Simultanistische Fruhlung. - K.E.Magazin. April 1925. P. 53-58.