Ви є тут

Архитектурно-ландшафтная организация аграрных учебно-научных комплексов в городе

Автор: 
Скакова Анна Генриховна
Тип роботи: 
Дис. канд. архитектуры
Рік: 
2003
Артикул:
184234
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................3
ГЛАВА 1.
ЛАНДШАФТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-НАУЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.
1.1. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-НАУЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XIX ВЕКА В ЕВРОПЕ.....................................14
1.1.1. Архаические храмовые комплексы.........................................14
1.1.2. Учебные заведения античности и эллинизма...........................................15
1.1.3. Монастырские научные комплексы Средних веков...........................18
1.1.4. Академии эпохи Возрождения.............................................22
1.1.5. Научная революция XVII века............................................25
1.1.6. Учебно-научные сады эпохи Просвещения..................................27
1.2. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-НАУЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ В РОССИИ В XVII-
XVIII ВЕКАХ..............................................................30
1.2.1. Монастырские комплексы.................................................30
1.2.2. Русская усадьба XVII века. Первое образцовое хозяйство.................31
Г.2.3. Дворцовые и усадебные композиции XVIII века............................33
1.2.4. Возникновение ботанических садов в России..............................36
1.2.5. Возникновение сельскохозяйственного и лесотехнического образования.....37
1.3. УЧЕБНО-НАУЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ XIX ВЕКА...................................38
1.3.1. Ботанические сады и дендрарии XIX века.................................40
1.3.2. Образцовые хозяйства...................................................45
1.3.4. Низшие и средние сельскохозяйственные школы............................47
1.3.5. Высшие сельскохозяйственные и лесотехнические учебные заведения........49
1.3.5. Выставочные парки XIX века.............................................53
1.4.ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1.....................................................55
ГЛАВА II.
АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНО-НАУЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ В ГОРОДЕ.
11.1. ГРАДОСТРОИ ТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ КОМПЛЕКСОВ 60
II. 1.1. Варианты размещения научно-экспериментальных, учебно-научных и научнопопуляризаторских комплексов в городе.........................................60
11.1.2. Экологическое воздействие города на ландшафт комплексов...............64
11.1.3. Воздействие ландшафта комплекса на городскую среду....................67
II. 1.4.Влияние района размещения на ландшафт комплексов......................68
II. 1.5. Исторический ландшафт комплексов.....................................70
11.2. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСОВ СЕВЕРНОГО РАЙОНА МОСКВЫ 71
11.2.1. Петровско-Разумовское и Останкино до 1763 года........................71
И.2.2. Петровско-Разумовское и Останкино с 1763 по 1860 г.....................73
11.2.3. Петровская сельскохозяйственная академия и Останкино с 1860 по 1914 г.75
Н.2.4. Петровская сельскохозяйственная академия и Останкино с 1914 по 1931 г..77
11.2.5. Московская сельскохозяйственная академия, Главный ботанический сад АН СССР и Выставка достижений народного хозяйства с 1931 по 1960 г....................78
11.2.6. Московская сельскохозяйственная академия, Главный ботанический сад РАН и Всероссийский выставочный центр с 1960 по 2001 г..............................80
2
II.3. АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА КОМПЛЕКСОВ 82
11.3.1. Сельскохозяйственные учебно-научные комплексы...................84
11.3.2. Лесотехнические учебно-научные комплексы........................88
11.3.3. Научно-экспериментальные комплексы. Ботанические сады..........89
11.3.4. Научно-популяризаторские комплексы. Парки-выставки..............96
р П.4.МАЛЫЕ САДЫ В СТРУКТУРЕ КОМПЛЕКСОВ.............................102
111.4.1. Пространства с различным модулем в структуре комплексов.......102
111.4.2. Размещение малых садов в составе комплексов...................104
II.5. ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II...........................................106
ГЛАВА III.
АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-НАУЧНОГО КОМПЛЕКСА В ГОРОДЕ.
III. 1. АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСОВ.. 109
III. 1.1. Ядро застройки комплексов как тип ландшафта..................109
III. 1.2. Сельскохозяйственный ландшафт в структуре комплексов.........112
^ III. 1.3. Лесохозяйственный ландшафт в структуре комплексов.............118
111.1.4. Парковый ландшафт в структуре комплексов......................119
111.1.5. Естественный ландшафт в структуре комплексов..................122
III. 2. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧАСТКОВ, НАПРАВЛЕНИЙ И ПРИЕМОВ РЕКОНСТРУКЦИИ.....................................................124
111.2.1. Комплексный ландшафтный анализ территории.....................124
111.2.2. Зонирование по режиму использования ландшафта и уровни преобразования архитектурно-ландшафтной организации...................................126
111.2.3.Последовательность преобразований ландшафта....................128
ф III.3. НАПРАВЛЕНИЯ ЛАНДШАФТНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ
МОСКОВСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ
имени К.А.ТИМИРЯЗЕВА..............................................129
111.3.1. Направления преобразования ландшафта ядра застройки...........131
111.3.2. Направления преобразования сельскохозяйственного ландшафта....135
111.3.3. Направления преобразования лесохозяйственного ландшафта.......140
111.3.4. Направления преобразования паркового ландшафта................146
111.4. МАЛЫЕ САДЫ В ЛАНДШАФТЕ УЧЕБНО-НАУЧНОГО КОМПЛЕКСА... 150
111.4.1. Приемы организации малых экспозиционных садов.................150
111.4.2. Принципы устройства малых экспозиционных садов................155
^ III.4.3.Схема включения малого сада в программу развития
учебно-научного комплекса..............................................158
111.5.ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ III..........................................159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................164
БИБЛИОГРАФИЯ...........................................................170
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................180
20
библиотека, учебные и научные помещения, жилые корпуса), сгруппированных вокруг внутренних дворов.
В средневековых европейских монастырях и замках сложился принцип независимого расположения малых садов, разделенных стенами строений. Монастырские сады по композиции не связаны между собой - их разделяют здания, каждый имеет свое назначение. Но вместе они образуют единый смысловой ряд, цельный ансамбль.
Монастырские дворы-клуатры, специализированные по типу посадок - плодовые и аптекарские сады, виноградники, сады цветов для церковной службы - положили начало коллекционному принципу размещения растений в ботанических садах. Монастырские и госпитальные аптекарские огороды стали предшественниками экспозиций полезных растений в современных ботанических садах (Соколов, 1959) и учебно-научных коллекций ученых заведений. Первые «аптекарские» сады и «огороды» появились в монастырях Европы в V веке. Коллекции лекарственных, применявшихся в медицине пряных и некоторых декоративных растений размещались в регулярных грядах, разбитых во внутренних двориках. Размер садов не превышал обычно нескольких сотен квадратных метров (Соколов, 1959), сады были ограждены по периметру стенами зданий или специально возведенными шпалерами для выращивания растений (Шульц Ю.Ф.2001), была организована система полива. Характерно, что наряду с редкими культурными растениями, в садах разводили дикорастущие. Наиболее известный из средневековых монастырских садов в Сент-Галлене (IX век) состоял из 16 отделов с различными растениями, гряды занимали небольшие прямоугольные участки. Малый пространственный модуль коллекционных монастырских садов связан с ручной обработкой земли, является кратным максимальному размеру гряды.
Начиная с XIV века, монастырские аптекарские огороды превращаются в медицинские сады. Медицина входила в число дисциплин, обязательных для получавших духовное образование (Шульц). Ботанические сады собственно научного профиля также возникают в XIV веке (сад в Салерно - 1309г, сад в Венеции - 1333г). Уже в Средние века сады при монастырях и аптекарские сады (horti médicinale) несли две функции: утилитарно-интродукционную (сбор, выращивание и изучение лекарственных трав) и учебную, служили наглядным пособием для обучения ботанике врачей. Здесь проводилась работа по первичной интродукции растений и систематике. Направления работы этих медицинских и научных садов были различны, с развитием научных знаний менялись принципы размещения растений. Однако до первой половины XVIII века коллекции медицинских и научных садов были немногочисленны, планировка их оставалась близкой к монастырским огородам (Соколов, 1959).
21
Отдаленность науки и преподавания от мирской суеты и светских соблазнов -основа сложившейся в Средние века традиции изолирования университетской и ученой общины от остальных граждан, а университетской территории от остального города. Отличительный признак архитектурной композиции университетского комплекса, как и картезианского монастыря, - наличие открытого внутреннего двора-клуатра, подчеркивающего самоценность «академического пространства» (Кулешова, 1992). Пространство это можно квалифицировать и как «этическое», выступающее в качестве назидательного начала. Например, в пространственной структуре колледжей Оксфорда и Кембриджа организующую роль играют замкнутые дворы, по форме близкие к квадрату, с символически прорисованным планом и зеленым партером (Душкина, 1982). Пражский, Краковский, Гейдельбергский, Венский университеты были построены по такой же закрытой модели. Эта традиция продолжает оказывать влияние на архитектурные концепции проектирования не только университетов, но и многих научно-исследовательских центров в Европе и Америке: исследовательский комплекс Солка в Сан-Диего в Калифорнии, арх. Л.Кан, университетские комплексы в Эссексе, Йорке, Ланкастере, Сасссксе, Вильнюсский университет с системой внутренних дворов, научно-исследовательские институты в Пущино (Титова, 1968; Душкина, 1982; Кулешова, 1992).
При создании научных ансамблей внутри сложившихся городов возникали отдельные разрозненные здания или обособленные внутри города университетские комплексы. Как обособленный квартал сложился университетский комплекс Парижа (основан в 1180г): Латинский квартал включает здание Сорбонны, Медицинскую Академию, колледжи, отель, несколько монастырей (Титова, 1968).
В Средние века университеты часто становились основой и планировочным ядром большого города, развитие которого в течение нескольких последующих столетий подчинялось развитию учебных заведений. Приведенный пример Кембриджа иллюстрирует и традицию складывания города - учебно-научного центра, здесь веками отбирались наиболее удачные приемы преобразования исходного ландшафта. Город с XII века развивался как учебно-научный центр, а к 1950 году превысил границу численности малого города и стал сопоставим по «тсленности населения с современным городом науки. Складыванию университетских городов и городов науки посвящено исследование Н.П.Титовой (1968).