Ви є тут

А.Н. Бекетов (1862-1941). Творческая деятельность и вклад в развитие архитектуры юга России и Украины конца XIX - первой трети XX веков

Автор: 
Дудукина Дарья Александровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата архитектуры
Рік: 
1862
Кількість сторінок: 
190
Артикул:
184267
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
I том
Введение. Архитектура конца XIX - начала XX веков и ее развитие на юге России и Украине. 4
Глава I. Специфика формирования архитектурного и художественного мировоззрения Л.Н.Бекетова. 1870-1890-е годы.
1.1 Семья Бекетовых и се роль в отечественной культуре и науке второй половины XIX - начала XX вв. 20
1.2 Петербургский период в жизни и творчестве А.Н. Бекетова. Императорская Академия художеств 28
1.3 Принципы изучения архитектурного наследия Л.Н.Бекетовым и анализ его лекционного курса по архитектуре 43
Глава 11. Роль А.Н. Бекетова в формировании центрального’ансамбля Харькова и его работы в других городах юга России и Украины. 1890-1910-е годы.
П. 1 Особенности развития Харькова рубежа веков. Общественные здания А.Н. Бекетова в составе центральных площадей и улиц города 52
11.2 Тема индивидуального жилого дома в творчестве А.Н.Бекетова. Многообразие композициош1ых и стилистических приемов
в строительстве особняков 90
Н.З Градостроительное значение построек А.Н.Бекетова в Екатеринославе, Симферополе, Ростове-на-Дону, Новочеркасске и других городах 105
Глава III. От архитектуры эпохи историзма к модернизму XX века. Особенности переходного периода в творчестве А.Н. Бекетова. 1920-1930-с годы.
Ш. 1 Архитектурная деятельность А.Н. Бекетова после революции 1917г.
и его участие в конкурсном проектировании 1920-1930-х годов 124
111.2 Синтез природного и художественного начала в работах
А.Н. Бекетова на Черноморском побережье 152
Ш.З Вклад А.Н. Бекетова в развитие типового проектирования.
Проекты жилых и учебных зданий 163
Заключение. Творчество А.Н. Бекетова в контексте развития архитектуры конца XIX -первой трети XX вв. Особенности композиционного и стилистического мышления 174
3
Выводы диссертации 178
Библиография 182
Список сокращений 190
П том
Приложение I
Г рафическая часть диссертш щи 3
Приложение II
Список проектов и построек А Н.Бекетова 16
Иллюстрированный каталог проектов и построек А.Н.Бекетова 24
32
чертой творческого метода Гримма называют использование декора как средства выявления тектоники и композиции объемных форм42.
В качестве профессора Академии Д.И.Гримм руководил проектированием, читал курс лекций по пропорциональности архитектурных ордеров, пользуясь выработанной во время пенсионерского путешествия теорией, «исходящей при определении величины детальных частей из целого». По свидетельству современника, составленный Гриммом курс в течение многих лет был основой преподавания в Академии предмета «Архитектура как наука»43.
Первым академическим наставником А.Н.Бекетова стал Владимир Андреевич Шрейбер (1817-1900), руководивший в «низшем отделе» архитектурного класса занятиями по графике. В практической деятельности В.А.Шрсйбер был крупным мастером-декоратором, специалистом по проектированию интерьеров и их декора44.
А.Н.Бекетов был одним из самых старательных учеников в архитектурном классе, хотя вспоминал, что первые годна обучения в Академии были трудными - преподаватели-немцы основное внимание уделяли студентам немецкого происхождения: «Приходилось первое время учиться у старших товарищей и усиленно заниматься в академической библиотеке, которая по своей полноте занимаю одно из первых мест в Европе... Много пользы мне принес также существовавший в Академии обычай - назначать в помощь
42 Гримм Д. И. Академик архитектуры (1855), профессор архитектуры (1860). Преподаватель, профессор Строительного училища (1857-1863) и АХ (1859-1894), ректор по архитектуре (1888-1892). Архшектор Высочайшего двора (с 1892). Автор проектов церковных зданий в Херсонссе, Тифлисе, Копенгагене. Женеве, Ницце, Вифлееме, различных сооружений в Ливадии, Житомире, Воронеже, Рязанской губ. Построил церковь св. Ольги в Михайловкс под СПб., Покровскую церковь Егерской слободы в Гатчине, часовню и Троицс-Ссргиевой пустыни; парки городских конно-жслсзных дорог на Петербургской стороне и Васильевском острове, здания Калпнкннскон больницы и Интендантского музея в СПб. Звание академика Д.И.Гримму было присвоено за пенсионерские работы, выполненные на Кавказе. Подробное натурное изучение древних церквей Армении и Грузин, а также мусульманских памятников Азербайджана дало Гримму материал для работы над трудом всей его жизни - поиску закона архитектурных пропорций. Работу в этом направлении он продолжил и б Малой Азии, а затек» в Греции и Италии, где выполнил обмеры ряда античных построек, а также раннехристианских храмов. Д.И.Гримма считают создателем особого типа композиции церковных зданий - «русской базилики», характеризующегося соединением планировочных приемов романской базилики с русскими национальными формами. По этому принцип)' построены церкви в Старожиловс, посольская церковь в Копенгагене. В области »ражданского строительства ДИГрпмм работал сравнительно мало С его именем связано сооружение нескольких крупных монументов. К их числу относятся «Колонна Славы», поставленная в 1885 г. перед петербургским Троицко-Измайловским собором, и памятник Екатерине II перед Александринским театром, сооружавшийся в 1862-1873 гг. (Д.И.Гримм. Биографический очерк // Зодчий. 1898, N 11. С. 81- 85.; Иванова Е.Б. Давид Гримм II Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начало XX века. СПб., 1998, с. 433-446, Б.М.Кпрнков. Указ. соч., с. 11-113)
43 Иванова Е.Б. Указ. соч., с. 438-440
44 К работе в этой сфере В.А.Шрейбср обратился в 1838 г., будучи учеником Академии художеств: в Зимнем дворце, восстанавливавшемся после пожара, он занимался декоративной отделкой ряда парадных интерьеров, в том числе Белого зала, Малах1гтовон и Золотой гостиных, спроектированных АП Брюлловым Затем, в 1838 г., В.АШрепбср был определен на постройку Мариинского дворца, где в его ведении как помощника А.И.Штаксншнсйдера тоже находились работы по декорированию внутренних помещений. В 1843 г. Шрейбера назначили на должность младшего архитектора в комиссию по построению Исаакиевского собора. В 1841 г. «по известным дарованиям в художестве» он был удостоен звания академика (Б.М.Кпрнков. Указ. соч., с. 336-337; Власова М.С. Владимир Андреевич Шрейбер // Зодчие Санкт-Петербурга XIX- начало XX века. СПб., 1998, с. 383-393).
33
студентам-дипломпикаи, т.н. «казенных» помощников из младших курсов»45. Таким помощником у студентов старших курсов был и Алексей Бекетов. Одновременно с ним на архитектурном отделении Академии учились такие в будущем успешные зодчие Петербурга, как А.И.Фон Гоген (1875-1886), Г.Д.Гримм (1884-1890), Б.Е.Гиршович (1882-1887), Р.Ф.Мельцер (1878-1887), В.И.Шауб (1880-1885), П.И.Гилев (1880 1888),
В.Ф.Харламов (1879-1888), А.С.Хренов (1880-1887), а также Ю.С.Цауне (1882-1891) -харьковский архитектор, сотрудничавший с Бекетовым'16.
В академической библиотеке А.Н.Бекетов старательно изучал классические памятники архитеетуры, от общей композиции до деталей. Вспоминая об этом впоследствии, он писал: «Эти занятия в библиотеке, с альбомом в руках, много способствовали развитию моего вкуса и любви к архитектуре»" . Внимание Бекетова привлекали не только «академические» стили: античность, ренессанс и классицизм. Он
«о
изучал также русскую народную архитектуру, зодчество Ислама и Индии . Альбомы, составленные в библиотеке Академии, по словам архитектора, служили ему ценными пособиями и в дальнейшей практической деятельности19. Впоследствии многие памятники он смог изучить в натуре, во время поездок заграницу. В частности, документально известно, что до революции А.Н.Бекетов посетил Германию, Австро-Венгрию, Францию, Италию, Грецию и Турцию50.
Кроме того, Алексей Бекетов мог посещать постройки, над которыми работали в то время его учителя: часовню св. Марии Магдалины в Апраксином дворе (арх. А.И.Кракау, 1882, не сохр.); здание больницы Общины сестер милосердия (арх. А.И.Кракау, 1882— 1883). Из проектов Р.А.Гедике можно назвать здание «Александровской коллегии» (общежитие студентов С.-Петербургского университета, 1881-1882, совместно с
45 Бекетов Л.Н. Автобиография творческой и педагогическом деятельности академика архитектуры А.Н.Бскетова за 50 лет. Машинописный текст. Архив семьи архитектора о Харькове. 1941, с. 1
46 Также в это время обучались: А.А.Гвоздиовский (1880-1888); Е.И.Гельман (1882-1887); Н.Е.Горлов (1881-1887); Ч.Р.Доманевский (1883-1889); А.К.Дониоргули (1882-1886); Н.Н.Еремее» (1881-1887); И.П.Злобпи (1882-1888); Ю.Ю.Коноплявский (1882-1889); Н.Н.Корлиискин (1882-1889), А.М.Кочетов (1881-1887); Н.К.Красовский (1881-1889); Р.И.Кригер (1882-1889); Н.А.Лсбсдев (1882-1888); А.А.Ннкифоров (1879-1888); Ш.Х.Нисссльсон (1882-1887); Л.Ф.Прокопович (1882-1889); ФБ. фон Рею-ель (1882-1889); Н.Э.Тейх (1882-1886); В.П.Фельдман (1883-1889); Г.М.Шторх (1882-1889); А.Г.Эренберг (1879-1889). (См.: Кондаков С.Н. Список русских художников к Юбилейному справочнику Императорской Академии художеств. СПб., 1914).
47 Бекетов А.Н. Указ. соч., с.1
45См.: Борзенко С. Указ. соч., с.З
49 Бекетов А.Н. Указ. соч., с.6
50 Точные маршруты заграничных поездок А.Н.Бекетова установить не удалось. Часть сведений о его путешествиях содержится в листе по учету кадров (1940). сохранившемся в семейном архиве АН.Бскстова. Некоторые сведения можно получить из датировок его живописных работ. В листе по учету кадров записано следующее: 1901 г., 1903 г., 1926 г., 1927 г. - по три месяца летом и осенью был в Германии (Берлин), Аастро-Вснгрии (Вена, Прага), Италии (Рим, Флоренция), Франции (Париж), Греции (Афины), Турции (Константинополь). Живописные работы, выполненные во время этих поездок, позволяют уточнить некоторые даты: декабрь 1904 Сан-Ремо, март 1909 Греция, 1914 Париж.