Ви є тут

Адаптационные ресурсы современного студенчества: проблемы формирования

Автор: 
Осянин Андрей Николаевич
Тип роботи: 
проблемы формирования
Рік: 
2006
Артикул:
192345
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................3
ГЛАВА І. АІІАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ
АДАПТАЦИИ............................................17
§1.1. Исследование процесса адаптации в социологической науке...17
§ 1.2. Проблема изучения адаптационных ресурсов молодежи .......28
§ 1.3. Характеристика составляющих совокупности
адаптационных ресурсов....................................35
ГЛАВА И. ВИДЫ АДАПТАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ............................73
§2.1. Интегрированность студентов в практики социального
взаимодействия............................................74
§ 2.2. Вовлеченность в деятельность
общественно-политических организаций......................85
§ 2.3. Оценка студентами своего здоровья
и стратегии его поддержания...............................90
§ 2.4. Уровень удовлетворенности
материальных потребностей ................................95
§ 2.5. Образовательные практики студентов......................103
ГЛАВА III. УРОВНИ РЕСУСРНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ
СТУДЕНТОВ...........................................109
§3.1. Моделирование уровней ресурсной обеспеченности студентов 109
§ 3.2. Высокоресурсные студенты: социальные ресурсі,і..........114
§ 3.3. Средне- и низкоресурсные студенты.......................129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................157
БИБЛИОГРАФИЯ...................................................165
ПРИЛОЖЕНИЕ
181-208
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Комплексность и сложность развития современных социально-экономических и политических систем с особой остротой ставят вопрос о необходимости непрерывной адаптации субъектов социума. Особенно актуальна эта проблема для России. Происходящие в российском обществе в последние десятилетия трансформационные процессы, обусловленные реформированием, которое охватило все стороны жизни - экономику, политику, систему ценностей, все социальные институты и повседневную жизнь граждан, требуют изучения и решения проблем по разработке новых стратегий социальной адаптации широких слоев населения.
Молодому поколению, с одной стороны, несколько легче адаптироваться в современных условиях, поскольку их практики социальною поведения формируются в соответствии с новыми ценностно-нормативными установками, культивируемыми в обществе. Но, с другой стороны, есть существенные проблемы, возникающие в процессе этого формирования. Ценностнонормативная структура молодежи поливариантная, что находит свое отражение в наличии большого количества различных молодежных субкультур и объединений. В результате этого, молодым людям бывает довольно трудно ориентироваться в ценностном пространстве современного общества.
Одним из показателей успешной адаптации человека является его эффективное функционирование в трудовой сфере. Трансформация социально-экономических отношений в России привела к росту издержек по подготовке высококвалифицированных работников, в первую очередь, с высшим образованием. Отмена системы распределения выпускников, коммерциализация образования, инфляция, безработица - все это превращает проблему адаптации студента к условиям современного общества в одну из острейших социальных проблем. Представители власти и руководители предприятий не готовы оценивать проблемы, возникающие в ходе
3
Исследование процесса адаптации студенческой молодежи, формирования адаптационных ресурсов необходимо предварить систематизацией сложившихся в социологии подходов к феномену социальной адаптации.
В рамках общей теории адаптации социологи уделяют внимание изучению законов, закономерностей развития и протекания социальной адаптации, а также осуществляют анализ характера, содержания, темпов, типов, форм и видов адаптации. Важное место в социологии уделяется индикаторам, социальным регуляторам, социальным механизмам и самим критериям адаптации.
Необходимо более подробно остановиться на социологических подходах, которые являются классическими и составляют базу для современного анализа адаптационных процессов. Важно отметить, что хотя в социологической науке тема адаптации имеет давние корни, однако сам термин при этом зачастую не использовался. В числе наиболее важных концепций, легших в основу многих общих теорий адаптации нужно, в первую очередь, назвать Э. Дюрктейма, М. Вебера, Т. Парсонса, Р. Мертона.
Э. Дюркгейм - один из наиболее ярких представителей позитивизма -рассматривал адаптацию с точки зрения влияния социальных норм на поведение человека1. Адаптация, по Э. Дюркгейму, - это реализация индивидом общих социальных норм, носящих двоякий, в сущности, амбивалентный характер.
М. Вебер связывал учение об адаптации с такой характеристикой социального действия индивида, как рациональность2. Адаптация здесь выступает в качестве наиболее оптимального способа удовлетворения потребностей человека. Выделенное М. Вебером целерациональное действие -это идеальный тип, в соотненесении с которым человеческое действие может быть понято через констатацию отклонения от него.
1 Дюркгейм, Э. Само>бийство. Социологический этюд / Э. Дюркгейм. Пер. с фр - СПб. Союз, 1998.-495 с.
Дюркгейм, Э. Ценностные и «реальные» суждения / Э. Дюркгейм // Социологические исследования. - 1991. -№2. - С. 106-114.
“ Вебер, М. Образ общества / М. Вебер // Избранное. Образ общества. Пер. с нем. - М.: Юрист, 1994. - с. 567-588. - (Лики к>льт>ры).
19
Представитель структурно-функциональною анализа Р. Мертон1 создал концепцию адаптации в связи с ролевым поведением индивида. Один из ключевых аспектов его теории заключается в конфликтной природе нормативной структуры общества. Стремление достичь цели доступными ему средствами в сложной иерархии отношений между нормами, ценностями и институциональными порядками в обществе заставляет индивида стремиться адаптироваться в нем. Американский социолог утверждает, что индивидуальноцентрическая и социоцентрическая формы адаптации имеют примерно равные возможности. Критерии их дифференциации заключаются в том, насколько цели и средства, выбранные индивидом, подпадают под категорию одобряемых обществом целей и средств. Кроме того, ученый верно указал на то, что для раскрытия природы адаптации, помимо анализа норм, целей и ценностей, необходим анализ возможностей их реализации.
Т. Парсонс ставит знак равенства между социальной адаптацией и равновесием сил в обществе*’. Общество в равновесии - общество без конфликта, где каждый знает свою роль, понимает, чего от него ждут. Иначе говоря, социальная адаптация - это равновесие между потребностями, интересами и ценностями индивида и окружающей среды.
Довольно большой вклад в разработку важнейших вопросов социальной адаптации внесли такие социологи как: Ф.В. Знанецкий3, Д. Маклелланд. Также процессы социальной адаптации стали широко изучаться в социальной психологии, педагогике. Здесь можно выделить таких ученых как Ж. Пиаже, Л. Фестингер, Т. Шибутани1.
1 Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, B.JI. Абушснко, Г.М. Нвслькин, Г Н. Соколова, О В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - С. 546-548.
2 Смелзер, Н. Социология /II. С.мслзер Пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. - С. 40-243.
3 См. напр: Американская социологическая мысль: Тексты: [Пер.]. - М.: Изд-но МГУ, 1994. -495 с.
4 Пиале, Ж. Избранные психологические тр>ды / Ж. Пиале. - М.: Межд> народная педагогическая академия, 1994. - 680 с.; Шнбутаии, Т. Социальная психология / Т. Шибутапи. - Пер. с англ. - Ростов-на-Дон): Феникс, 1998. - 147 с; Фестингер, JI. Введение в теорию диссонанса / Л. Фестишер // Теория когнитивного диссонанса. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http //tlomston ni/lihran/festinucr. свободный. Загл. с экрана.
20