Ви є тут

Англоязычные коммуникации в контексте межкультурного и социального взаимодействия

Автор: 
Изотова Анна Сергеевна
Тип роботи: 
дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
193753
179 грн
Додати в кошик

Вміст

АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В КОНТЕКСТЕ
МЕЖКУЛЬТУРНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................3
ГЛАВА 1. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ........................................12
1.1. КОММУНИКАТИВНОЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.12
1.2. ПРИРОДА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ...........29
1.3. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ОБМЕНЕ И ОБРАЗОВАНИИ..............................42
1.4. КУЛЬТУРНО-ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
КОММУНИКАТИВНОЮ ПОВЕДЕНИЯ...........................61
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИИ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ОБЩЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ
МЕЖКУЛЬТУРНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ...........74
2.1. ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ,
ОБУСЛОВЛЕННОГО ЦЕННОСТНЫМИ КУЛЬТУРНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ
........................................................74
2.2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ОБЩЕНИЯ И
ИХ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ........................114
2.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЭФФЕКТИВНОЙ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ В КОНТЕКСТЕ
МЕЖКУЛЬТУРНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ..........140
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................154
БИБЛИОГРАФИЯ...........................................160
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................186
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
В начале третьего тысячелетия стало очевидным, что человечество развивается по мере взаимосвязи и взаимозависимости различных народов, стран и культур.
Современное общество характеризуется постоянным умножением, ускорением, уплотнением и глобализацией коммуникаций. Рост коммуникаций открывает новые возможности, которые освобождают людей от прежних ограничений, систем социального контроля и принуждения, создают новые основания личностного развития.
Наиболее характерными чертами межкультурной коммуникации являются принадлежность участников коммуникативного акта к разным культурам и осознание коммуникантами культурных отличий друг друга, т.к. по сути, межкультурная коммуникация представляет собой, прежде всего межперсональную коммуникацию в специальном контексте.
Одной из главных предпосылок успешной социокультурной коммуникации является лингвистическая общность коммуникантов, то есть наличие единого для обоих языка общения. Сегодня для представителей различных стран наиболее «объединяющим» являются английский язык, который в последние годы получил статус официального языка межкультурного общения.
Именно этим объясняется повышенное внимание к иностранному языку на всех уровнях мировой образовательной системы. Именно в языке находят свое отражение, как менталитет, так и поведение говорящего на нем социума. Передается и развивается культура через общение, посредством которого осуществляется формирование общества и обеспечение взаимопонимания между его членами.
Изучение языка как отражения системы культурных ценностей, обусловивших принятые в конкретном обществе модели поведения, указывает
3
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене социокультурной информацией между общающимися индивидами. Все эти термины весьма условны. Иногда в аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционнокоммуникативная, аффективно-коммуникативная [65; 168].
В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолировано от двух других, все обозначенные нами стороны общения выявляются в социальных малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми. Следовательно, коммуникативная сторона общения является основной составляющей в передаче информации.
Коммуникативное взаимодействие можно классифицировать по разным основаниям:
1. с точки зрения особенностей психического отражения (интеллектуальное, эмоциональное, образное, ассоциативное);
2. с точки зрения сосредоточения интересов сторон (противоборство, компромисс, сотрудничество, уход, нейтралитет);
3. по числу, характеру и степени вовлеченности субъектов в процесс взаимодействия (монолог, диалог, полилог);
4. по организационным формам коммуникативного воздействия (деловая беседа, совещание, пресс-конференция и т.д.);
5. по средствам коммуникации: речевое (вербальное) и неречевое (невербальное). Невербальные средства общения делятся на оптикокинетические (жесты, мимика, пантомимика); паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность); экстралинтвистические (паузы, плач, смех); пространственно-временные (взаиморасположение партнеров, временные задержки начала общения и др.).
Следует различать понятия «общение» и «коммуникация». Общение есть процесс взаимодействия и взаимоотношения субъектов (личностей, социальных групп), в котором происходит взаимообмен социальной
19
деятельностью, социальной информацией, эмоциями, навыками, умениями, а также волевой контакт. Иными словами, общение носит субъектносубъектный характер [ 161,6].
Коммуникация имеет несколько значений (путь сообщений, форма связи, процесс сообщения информации с помощью технических средств, акт общения). Следовательно, коммуникация - это не общение во всем его комплексе и многогранности, а лишь акт общения, имеющий социальную природу и социальный статус.
Определение термина «коммуникация» начинается с характеристики множественных информационных систем передачи человеческой речи, сигналов и изображений. Согласно этому термин «коммуникация» означает буквально меру «участия» или «соучастия» в процессе потребления, обмена и использования информации. Однако в процессе социокультурной коммуникации образуется коммуникативное сообщество, характеризующееся отношениями единства, взаимосвязи, обмена, взаимодействия, взаимопонимания и т.п. и имеющее некоторые грани коммуникации:
1) координация по поводу приема и передачи информации;
2) согласование ценностей, оценок и процессов понимания;
3) организация процесса связи между индивидами.
Таким образом, коммуникация как акт общения имеет свои особенности. При описании коммуникативной стороны общения необходимо четко расставить все акценты и выявить специфику в самом процессе обмена информацией [65,14].
Общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой. В отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами, при рассмотрении общения мы имеем дело с отношениями индивидов, каждый из
которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый
20