Ви є тут

Анализ тематического репертуара социологических публикаций в печатных СМИ : на примере федеральных печатных СМИ за 2003-2007 гг.

Автор: 
Извольский Сергей Владимирович
Тип роботи: 
на примере федеральных печатных СМИ за 2003-2007
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
156
Артикул:
195086
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ

I
Введение.....................................................!.......3
Гл. 1. Теоретическое обоснование работы.............................15
1.1 «Концепция отнесения к ценности Макса Вебера»............;......15
1.2 Социальное действие - ключ к пониманию научного творчества социолога....................................................:......16
1.3. Социолог как «созидающе преобразующий» агент............:......21
1.4 Зависимость «конструкций социального мира» от влияния социальных институтов..........................................................25
1.5 Алармистские тенденции в отечественной социологии...............................29
1.6 О гражданской позиции социолога.................................36
1.7 Социологическая публицистика и социологическая публикация 42
Гл. 2. Анализ эмпирических данных...................................49
2.1. Методология исследования.......................................49
2.2 Распределение публикаций в печатных СМИ за 2003-2007 гг.........55
2.3 Распределения проблемных ядер по блоку «социальная сфера».......57
2.4. Распределения проблемных ядер по блоку «политическая сфера»....75
2.5 Распределения проблемных ядер по блоку «экономическая сфера»....81
2.6 Распределения проблемных ядер по блоку «СМИ, культура и искусство»..........................................................85
2.7 Распределения проблемных ядер по блоку «Наука и техника»..:.....88
2.8 Распределения проблемных ядер по блоку «Социологи о социологии» 89
2.9. Позиции авторов публикаций.....................................99
2.10 Локальность публикаций........................................105
Заключение.........................................................107
Библиографический список...........................................................................................112
Приложение.........................................................................................................119
Введение
Изучение российского общества, возможно через призму СМИ и медиадискурса в самом широком смысле. Существует научная потребность в разработке выбранной для исследования темы. Социологические публикации в прессе составляют значимый элемент деятельности СМИ.
Российское общество находится в состоянии постоянных изменений: идеологических, культурных, политических. По П. Штомпке, «изучение социальных изменений - основное в социологии», а необходимость «понять происходящие социальные изменения вновь остро осознается», в том числе и в России [68,с. 12]. В социологическом осмыслении и анализе трансформационных процессов заинтересованы многие слои российского общества: от властной и бизнес элиты, до обывателя. Важнейшая гражданская функция социолога - содействие обществу в понимании и объяснении социальных процессов, а наиболее эффективный канал обращения к обществу -средства массовой информации. Важно, что ответственность за публикуемые в масс-медиа тексты несет сам социолог как представитель своего профессионального сообщества, СМИ, предоставившие ему эту возможность. За создание определенных представлений у индивида об окружающей реальности ответственны «не средства массовой информации, а непосредственно агенты, создающие тексты» [48,с.56].Социологи предлагают схемы восприятия, оценивания, мышления и социального взаимодействия [1, с. 107].
Согласно конструктивистскому направлению в социологии, агенты конструируют социальную действительность тем, что исходя из своих субъективных свойств и находящихся в их распоряжении объективных ресурсов, предлагают схемы восприятия, оценивания, мышления и социального
3
Выводы неоднозначны: проблемы политики намного больше1 волнуют отечественных социологов — публицистов, нежели вопросы культуры и науки. Социальная сфера является и должна быть по определению приоритетной в тематическом репертуаре социологов, поскольку именно она определяет главный предмет' социологии, в то время как проблемами экономики и политики занимаются и другие социальные науки. ;
Культура и наука являются для пореформенной России периферийными сферами жизнедеятельности, отнюдь не определяющими реалии современного российского человека.
По тематическому разделу «Социологи о социологии» выделяется, по крайней мере, два проблемных блока в публикациях по этой тематике: Вопрос о доверии/недоверии социологии со стороны общества и проблема самоопределения социологической науки в современной России.
Распределение оценок свидетельствует в пользу того, что совокупная доля положительных и отрицательных оценок превышает число нейтральных оценок.
Тенденция распределения по критерию локализации свидетельствует о том, что именно проблемы макроуровня, и, прежде всего проблемы российского общества, что «нормально», формируют тематический репертуар публикаций социологов.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования и определяются
перспективы дальнейшего развития данной проблемы и ее изучения.
14
Гл. 1. Теоретическое обоснование работы
1.1 «Концепция отнесения к ценности Макса Вебера»
В работе «Наука как призвание и профессия» Макс Вебер поднимает проблему смысла науки. «Зачем наука занимается тем, что в действительности
г
никогда не кончается и не может закончиться?» [17, с.364]. Прежде всего, ради чисто практических, в более широком смысле слова - технических целей, чтобы ориентировать наше практическое действие в соответствии с теми ожиданиями, которые подсказывает нам научный опыт. Тенденция распределения но критерию локализации свидетельствует о том, что именно проблемы макроуровня, и, прежде всего проблемы российского общества, что «нормально», формируют тематический репертуар публикаций социологов. М.Вебер ставит вопрос о внутренней позиции самого человека науки по отношению к своей профессии, если он стремится стать ученым. Что же осмысленное надеется осуществить ученый «своими творениями, которыми заранее предопределено устареть, какой смысл усматривает он в том, чтобы включиться в это специализированное и уходящее в бесконечность производство?» [17,с.365]. М.Вебер пишет: «...люди знают и верят в то, что стоит только захотеть, и в любое время все это можно узнать...нет никаких таинственных, не поддающихся учету сил, которые здесь действуют, что, напротив, всеми вещами в принципе можно овладеть путем расчета. Последнее в свою очередь означает, что мир расколдован» [18,с.713-714].
В таком случае, что же значит выражение «наука как призвание»? Самый простой ответ, полагает М.Вебер, дан Львом Толстым: «Наука абсурдна, ибо не дает отвеса на единственно важные вопросы: «Что нам делать?» и :«Как нам жить?» [62, с.34]. Более того, в науке уже немыслим вопрос «каким ценностям следует служить?», поскольку он может быть адресован только «пророку или Спасителю. Но в нашем расколдованном мире пророков больше нет»