Ви є тут

Базовые компоненты социальной теории Жана Габриеля Тарда

Автор: 
Боброва Галина Евгеньевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
195133
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
ОГЛАВЛЕНИЕ
3
Глава I Теоретико - методологические основания социальной теории Жана Габриеля Тарда........................................22
1.1. Философско - метафизические основания социальной теории Ж.Г. Тарда..............................................22
1.2. Социолого - психологические воззрения Тарда........45
Глава II Категориальные дихотомии в социальной теории Ж.Г. Тарда........................................................97
2.1. “Публика-Толпа” как способы социального соединения....97
2.2. “Цивилизация-Революция” как типы общественности 145
Заключение.......................................................178
Список использованных источников и литературы
180
3
ВВЕДЕНИЕ
Сложные и противоречивые процессы, происходящие в России и в мире, требуют от социологов переориентации их внимания на те проблемы, которые долгое время не являлись первостепенным объектом исследования. Это проблема существования человека в полностью технизированном и информатизированном мире, проблема личности как огромного резерва и импульса общественного развития. Характерным признаком социологии становится антропоцентрический подход, областью ее исследований все чаще оказывается механизм складывания социального процесса как переплетения бесчисленных линий взаимодействия конкретных индивидов. В связи с этим возрастает интерес к наследию тех классиков социологической мысли, в творчестве которых данная проблематика была доминирующей.
Одним из предшественников современной социологии является Жан Габриель Тард. В центре внимания ученого находились процессы социальной интеракции «интерментальной деятельности», проблема личности или «первичного общественного индивида», наделенного способностью сознательной инициативы и выступающего в роли центрального двигателя общественного прогресса.
Наследие Тарда актуально для исследования многих пластов социальной реальности. Еще в период становления социологии ученый приступил к систематическому изучению массовых общностей. В отличие от своих современников, объектом изучения которых была толпа, ученый выделил и противопоставил последней особое социальное образование -публику. Тард рассматривал ее как среду, в которой происходит формирование общественного мнения, отводил решающую роль в этом процессе журналистам и средствам массовой коммуникации. В этой связи он исследовал проблемы общественного мнения. По словам Ю.Хаберманса, Тард был одним из первых, кто сделал это надлежащим образом. Французский ученый в XIX в. сформулировал рекомендации по управлению общественным мнением, которые успешно используют современные массмедиа, оказывая целенаправленное воздействие на разные виды публик,
18
Предмет исследования - базовые компоненты социальной теории Тар да.
Цель исследования - анализ базовых компонентов социальной теории Тар да: философско-метафизических оснований, психологического метода, социологических категориальных дихотомий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-исследовать методологическое значение философских идей Тарда (теории монад, гипотезы психоморфизма и социоморфизма, метафизики «иметь») для построения его социальной теории;
-определить место и роль интерментальной психологии в создании социальной теории Тарда;
-проанализировать эволюцию социологических воззрений Тарда; -исследовать содержательную сторону социологических дихотомий «публика-толпа», «цивилизация-революция»;
-оценить место и роль Ж.Г.Тарда в истории мировой социологии. Методологическая основа исследования: принципы историзма и системности, генетический, компаративистский, культурно-исторический и биографический подходы.
Теоретическая основа исследования: теория развития науки,
разработанная отечественными учеными (Б.М.Кедров, В.Ж.Келле, Б.Г.Кузнецов, Е.А.Мамчур, В.С.Швегров); концепция становления и развития социологии, обоснованная российскими исследователями (А.Б.Гофман, Ю.Н. Давыдов, Э.А.Капитонов, В.П.Култыгин); теории психологии толп (С.Московичи, А.П.Назаретян, Ю.А.Шерковин); теория модернизации, цивилизации и революции (Ш. Эйзенштадт).
Источниковой базой исследования являются:
-труды Ж.Г. Тарда, в том числе два, не переведенные на русский язык; -труды предшественников и современников Тарда (Н.Н.Баженов, П.Барт, Д.Болдуин, Ф.Гиддингс, Ж.М.Гюйо, Э.Дюркгейм, М.М.Ковалевский,
А.А.Козлов, О.Конт, П.А.Кропоткин, А.Курно, Г.Ле Бон, Г.В.Лейбниц, Ч.Ломброзо, У.Мак-Даугалл, С.Милль, Н.К.Михайловский, Л.Е.Оболенский,
19
Г.В.Плеханов, В.А.Попов, Х.Раппопорт, Т.Рибо, С.Сигеле, Г.Спенсер, И.Тэн, З.Фрейд, А.Эспинас и др.);
-работы отечественных ученых по истории западной социологии (В.А.Бачинин, А.Б.Гофман, И.А.Громов, Ю.Н.Давыдов, Э.А.Капитонов,
В.П.Култыгин, Ю.А.Сандулов), зарубежной криминологии (С.М.Иншаков), социальной психологии (Б.Д.Парыгин);
-работы современных зарубежных мыслителей, непосредственно посвященные Тарду: П.Берн (Р.В1ете), С.Биду-Захариасен (С.В1с1ои-
ХасЬапазеп), Т.Кларк (Т.С1агк), Д.Милет (1.МПе1:), Р.Фраис (РЕтзяе);
-работы, содержащие характеристику состояния современного социологического знания (М.Я.Бобров, С.И.Григорьев, Л.Г.Гуслякова, Л.Д.Демина, В.В.Желтов, С.А.Кравченко, Л.П.Кукса, В.А.Мансуров, М.О.Мнацаканян, В.Г.Немировский, Н.Е.Покровский, ЮЕРастов, ТАСемилет, Ж.Т.Тощенко).
Методы исследования: концептуальный синтез, сравнительно-
исторический анализ, системный анализ, контекстуальный анализ, типология, классификация.
Научная новизна работы:
1.Впервые в отечественной науке предпринята попытка комплексного исследования социальной теории Тарда как системы, включающей философско-метафизические основания, психологический метод и категориальные дихотомии.
2.0пределена, методологическая значимость философских идей мыслителя (теории монад, гипотезы психоморфизма и социоморфизма, метафизики «иметь») для построения социальной теории Тарда.
3.Доказано, что интерментальная психология выступала в теории ученого в качестве способа объяснения социальных фактов и не тождественна социологии. '
4.Выявлено основное содержание социологических идей Тарда через реализацию принципа категориальных дихотомий.