Ви є тут

Аудиовизуальная коммуникация в музейной сфере

Автор: 
Еременко Евгений Дмитриевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата культурол. наук
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
205
Артикул:
1000282097
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................. 3
ГЛАВА I.
СПЕЦИФИКА АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
В МУЗЕЙНОЙ СФЕРЕ......................................... 15
I. Музей и аудиовизуальная коммуникация.................. 15
П. Развитие аудиовизуальной коммуникации в зарубежном музее 43
Ш. Развитие аудиовизуальной коммуникации в отечественном музее... 70
ГЛАВА П.
ФОРМЫ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
В МУЗЕЙНОЙ СФЕРЕ......................................... 97
I. Аудиовизуальные архивы и музеи аудиовизуального искусства 99
П. Аудиовизуальная лаборатория музея..................—. 122
III. Музейное воплощение аудиовизуальных проектов....... 145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................. 158
ПРИМЕЧАНИЯ............................................ 162
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА............................... 178
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................. 198
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Причины, обусловившие возрастание значимости аудиовизуальных средств и каналов их применения в музее, связаны с общим процессом технического и культурного развития в XX веке. Под термином аудиовизуальная коммуникация музея подразумевается форма коммуникации, связанная с созданием,
• \
хранением и перемещением культурной информации посредством новейшей аудио-видео-мультимедийной техники. В течение последних двадцати лет мы являемся свидетелями бурного развития аудиовизуальной коммуникации во всех областях музейной сферы. Наиболее показательны тенденции “информационного взрыва” в 1990-е годы. В течение десятилетия музеи, особенно музеи России, обрели реальные пути приобщения к мировому культурному фонду, получили возможность оперативного и плодотворного профессионального сотрудничества. Сложившаяся аудиовизуальная коммуникация музеев является новой формой коммуникации в культурной сфере, став альтернативой традиционной вербально-письменной коммуникации.
XX век предоставил человечеству самый выразительный на сегодняшний день исторический источник: аудиовизуальный артефакт культуры. Аудиовизуальная коммушпеацня музея складывается на основе аудиовизуальных артефактов и средств их демонстрации. Она представляет собой необъятный массив документов, произведений искусства, компиляций и мистификаций. Приобщение к мировой информационной системе приводит к тому, что музей выходит за пределы своих “стен”, расширяет и обогащает контакты со школами, библиотеками, театрами, клубами, вузами. Повышается уровень экснозициошюй выразительности, более универсальной и содержательной становится система музейного
3
просветительных учреждениях: школах, библиотеках, музеях. С другой стороны, электронные сети несут массу информационного мусора: поверхностной и вульгарной интерпретации фактов (“...Система ИНТЕРНЕТ на 90% забита хаосом и бессмыслицей - это отражает структуру мира...”[8]); игр, развивающих реакцию человека, но притупляющих интеллект; аморальных и развращающих сознание несовершеннолетних пользователей информационных сетей. “...И все же, - отмечает А.Дремайлов, - Если исходить из того факта, что коммуникационные технологии объединяют людей, какое информационное содержание может также объединить людей? Вывод неожиданно прост - это мировое культурное наследие. Эго то, что интересует всех и принадлежит всем. Интерес к историческим событиям, интерес к культуре разных эпох разных стран - это вечная ценность...” [91.
Проблемы, рассматриваемые в рамках ежегодной конференции ИНФО-ЭТИКА, организованной по инициативе ЮНЕСКО, касаются вопросов информатизации культуры и культурного наследия. Одним из подобных вопросов стала оценка отдельных видов деятельности Билла Гейтса, основателя компьютерной фирмы Майкрософт. Во второй половине 90-х годов Гейтс скупает нрава на представление изображений шедевров искусства в электронных сетях. Таким образом, “огромные дивиденды от их использования получит не музей и не страна, где сохраняются эти предметы культурного наследия, а конкретное липо, которому принадлежат права. Естественно задаешься вопросом, а кому будут переданы права на этот банк данных в случае банкротства частной компании...” [10]. Развивая тему компьютерной (сетевой) эпш, «еобхо-димо отметить два понятия, получивших распространение й года*.
Во-первых, это уже упомянутая “иифоэтика”, то есть “культуру достойных отношений в компьютерном пространстве”. Значимость компьютерной этики в профессиональной деятельности не нуждается в комментариях, нужно лишь добавить, что инфоэтика по большому счету является да*стыо второго понятия - “биоэтики”. Под этим термином, предложенным В.Р.Матером в К1ШГе
19
“Биоэтика: мост в будущее”(1971 год), подразумевается комплекс проблем и путей их решения, касающихся выживания человечества в условиях техногенной цивилизации [11]. Феномен этой науки междисциплинарен, биоэтика “...формируется в ситуации, для которой характерно отсутствие единого духовного центра, единого легитимного сословия... Философия, религия, наука, практическая мудрость “людей с улицы” оказываются равноправны и в равной степени ответственны за разрешение проблем жизни и смерти, возникающих в сложнейших биоэтических ситуациях...”[12]. В круг вопросов биоэтики, естественно, входят и 1Гроблемы культуры, в частности, сохранения культурного наследия в условиях информациошюго общества.
Европейские страны, располагающие основным массивом мирового культурного наследия, предлагают свой вариант решения данной проблемы. Суть проекта состоит в том, что первичные права на цифровое изображение должны оставаться за музеем, в котором хранится изображенный предмет (объект). В информационном пространстве должны храниться изображения двух категорий: изображения с высоким разрешением (более высокого качества, с лицензией музея) и с более низким разрешением (изображение, не связанное с лицензией). Данный проект также пока условен, однако нет сомнений в том, что информационные нрава музеев - непосредственных хранителей уникального наследия - должны сохраняться в первую очередь.
Важную роль в поддержании аудиовизуальной коммуникации музея играют, уровни возрастного восприятия посетителей. Музеи не могут не считаться с интересами своего основного посетителя - молодежи. Деятельность музея должна быть направлена прежде всего на то, чтобы сделать музей современным по форме работы и традиционным но содержанию своей специфики (собирание артефактов, храпение, экспонирование). Менталитет молодого посетителя уфзея - школьников и студентов - в значительной степени подвержен воздействию телевизионной и компьютерной культур, поэтому музей ищет пути доступною информационного языка с молодежью. Происходив разрастание
20