Ви є тут

Государственная политика в области охраны памятников истории и культуры в России в XVIII - начале XX века

Автор: 
Работкевич Александр Викторович
Тип роботи: 
Дис. канд. культурол. наук
Рік: 
1999
Артикул:
1000207198
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ........................................................2
ВВЕДЕНИЕ..........................................................3
ГЛАВА I. Зарождение интереса к памятникам древности и первые
государственные мероприятия по их охране в XVIII веке.............47
§ 1. Зарождение интереса к памятникам древности...............47
§ 2. Первые мероприятия по охране памятников древности в первой
четверти XVIII века...............................................53
§ 3. Дальнейшее развитие деятельности по охране отечественых
древностей в XVIII веке...........................................63
ГЛАВА II. Формирование государственной системы органов охраны
памятников древности в первой половине XIX века...................77
§ 1. Начало формирования системы государственной охраны
памятников древности в первой четверти XIX века...................77
§ 2. Развитие государственной политики в области охраны
памятников древности в 1826 - 1859 годах..........................89
ГЛАВА III. Разработка законопроектов по охране памятников
старины в России во второй половине XIX - начале XX века.........118
§ 1. Учреждение Археологической комиссии и мероприятия по
охране памятников старины в первое десятилетие её существования 118
§ 2. Первые законопроекты об охране памятников старины.......130
§ 3. Деятельность государственных учреждений в сфере охраны
памятников старины в последней четверти XIX века.................146
§ 4. Разработка закона об охране памятников древности и
проблемы охраны культурного наследия России в начале XX века.....162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................203
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...................................211
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................241
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ................................................295
ВВЕДЕНИЕ
Для понимания одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед отечественной культурой - задачи сохранения богатейшего историко-культурного наследия и путей её решения, необходимо знание современной российской и международной практики охраны и использования памятников истории и культуры. Но и знание исторического опыта охраны памятников старины в дореволюционной России, накопленного за период с момента осознанной постановки вопроса о государственной охране памятников в начале XVIII века до 1917 года, также совершенно необходимо. Особенно актуально это в сегодняшних условиях перехода к новым формам собственности при изменении социально-экономической ситуации в стране, что неизбежно обостряет проблему сохранения всей совокупности культурных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Важность же этой проблемы в общей системе культуры бесспорна, ибо «культурное наследие представляет собой главный способ существования культуры»1. По справедливому замечанию Д.А.Силичева, «то, что не входит в культурное наследие, перестаёт быть культурой и в конечном счёте прекращает своё существование» в связи с тем, что «за свою жизнь человек успевает освоить, перевести в свой внутренний мир лишь малую долю культурного наследия. Последнее остаётся после него для других поколений, выступая как общее достояние всех людей, всего человечества. Однако таковым оно может быть лишь при условии своего сохранения. Поэтому сохранение культурного наследия в известной мере совпадает с
'Силичев Д.Л. Культурология. М., 1998. С. 322.
28
относящиеся к зданиям и сооружениям, находящимся в ведении церкви (распоряжения и переписка Синода по вопросам охраны церковных древностей, различная реставрационная документация, сведения об отпуске средств на содержание и охрану церковных памятников, о сборе пожертвований и разрешении на строительство новых храмов и т.д.)- Аналогичные документы можно найти и в других Синодальных фондах (ф. 796, оп. 114, д. 1155; оп. 123, д. 234, 1379; оп. 167, д. 2610; оп. 153, д. 1695; оп. 187, 2 отд. 2 ст., 1906 г., д. 2486 (содержит также доклад профессора Покровского «О мерах к сохранению памятников церковной старины»); оп. 202, 2 отд. 2 ст., д. 414; оп. 207, 2 отд. 2 ст., д. 350; ф. 799, оп. 25, 1902 г., д. 15; оп. 26, 1915 г., д. 1666; ф. 814, оп. 1, д. 55, 77).
Подобные документы встречаются и в фондах других ведомств, имевших отношение к охране памятников древности. Таковы, например, фонды Министерства народного просвещения (ф. 733, оп. 2, д. 2, 3; оп. 13, д. 143; оп. 49, д. 112, 575; оп. 142, д. 509, 804, 1016; оп. 143, 1898 г., д. 77; оп. 145, д. 283; ф. 735, оп. 2, д. 465), Министерства императорского двора (ф. 466, оп. 1, д. 374, 378; ф. 468, оп. 42, д. 1839; ф. 469, оп. 8, д. 626, 1062, 1146, 1243, 1937, 2011 (дела этой описи касаются преимущественно археологических находок (с приложением реестров), переданных на хранение в Эрмитаж); ф. 472, оп. 15, д. 56; оп. 27 (409/1929), д. 39; оп. 43 (501/2733), д. 33; оп.43 (511/2840), д. 89; оп. 49, д. 1157; оп. 60, д. 2345; ф. 502, оп. 1, 2 (дела о строительстве и реставрации Исаакиевского собора, Александровской колонны, памятника Николаю I); ф. 515, оп. 7, 1 отд., 2 ст., 1827 г., д. 1117, оп. 15, д. 2114; оп. 45, д. 666; оп. 81, д. 271), Министерства финансов (ф. 560, оп. 10, д. 150; оп. 26, д. 1301, оп. 28, д. 573; ф. 565, оп. 6, д. 23242, 23555, оп. 13, д. 2903), Государственной Думы (ф. 1278, оп. 5, д. 628, 708; оп. 6,
29
д. 94, 1517), Совета Министров (ф. 1276, оп. 7, д. 38; оп. 9, д. 687).
Фонды личного происхождения также содержат документы данной проблематики. Среди них можно отметить фонды Д.М.Струкова (ф. 695, оп. 1, д. 21), графов Толстых (ф. 696, оп. 1, д. 90, 591), графов Шереметевых (ф. 1088, оп. 2, д. 446 - содержит доклад П.С.Шереметева «Об охране памятников старины»), О.Морозова (ф. 1073, оп. 1, д. 258), И.А.Гурлянда (ф. 1629, оп. 1, д. 34 - черновик записки Гурлянда по составлению проекта Положения об охране памятников древности), К.С.Сербиновича (ф. 1661, оп. 1, д. 367, 368). Заслуживают внимания также документы о
деятельности по охране памятников великого князя Николая Михайловича (ф. 530, оп. 1, д. 63; ф. 549, оп. 1, д. 110).
Основным же ведомством, занимавшимся охраной памятников древности, на протяжении всего периода оставалось Министерство внутренних дел, в силу чего в его фондах отложилось наибольшее количество документов по охране памятников древности. Главным из них является фонд департамента общих дел МВД (ф. 1284), который содержит дела о разрешении и отпуске средств на реставрацию древних памятников и о разрешении сноса их ветхих частей, об охране и реставрации древних зданий и сооружений (оп. 27 - 39, 1 отд. 3 ст., оп. 54 - 60, 1 отд. 3 ст., оп. 185, 5 отд. 1 ст., оп. 186 - 188, 5 отд. 3 ст.), о разрешении и отпуске средств на строительство и ремонт православных соборов, церквей и монастырей, их охране и реставрации (оп. 225 - 229), в том числе храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора (оп. 227, 1879 г., д. 933; оп. 229, 1876 г., д. 24; 1886 г., д. 1; 1887 г., д. 5; 1894 г., д. 32; 1896 г., д. 39; оп. 237). Сохранились документы подобного рода и в других фондах МВД (ф. 1286, оп. 1, д. 122, 299; ф. 1287, оп. 39, д. 1250; ф. 1290, оп. 1,д. 43, 121).