Ви є тут

Перехідні процеси в економіці індустріального типу: зміст та методи структурування

Автор: 
Козуб Данило Анатолійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
3402U000772
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2 .
Методология исследования переходных процессов
Предмет и метод экономической теории взаимообусловлены: новый предмет требует разработки соответствующего инструментария, а появление нового метода позволяет глубже проникнуть в суть явления и найти новый предмет. Выделение переходной экономики как особого экономического явления заставляет искать адекватный методический инструментарий для ее изучения, разработка которого, в свою очередь, позволит по-новому взглянуть на традиционные экономические проблемы.
Феномен переходности как предмет экономической теории, с одной стороны, выявил ограниченность современного методического инструментария, а с другой стороны, позволил четче сформулировать требования к адекватным методам своего исследования.

2.1. Концептуальные и прикладные подходы к анализу переходных процессов
2.1.1. Системный подход в исследовании переходных процессов
Переходная экономика, как уже отмечалось выше, представляет собой новый предмет для экономической теории. Методический арсенал современной науки, ориентированной на отражение рациональной, функциональной экономической системы, оказывается недостаточным для полного раскрытия свойств переходных систем. Таким образом, переходная экономика нуждается в создании своей собственной методологической базы, отвечающей теоретическим особенностям предмета и потребностям практической науки.
Как представляется, основой методологии исследования переходных процессов в экономике должен стать системный подход. Являясь конкретизацией общих принципов диалектики, системный подход направлен на изучение объекта как целостности, а также на поиск конкретных механизмов, эту целостность обеспечивающих. Закономерно возникает вопрос, можно ли рассматривать переходную экономику как целостную систему, тем более что одной из характеристик переходности является межсистемность.
Действительно, в переходный период функциональные связи между элементами системы существенно ослабевают. Так, в условиях переходной экономики происходит разрыв технологических цепочек, регионализация, замыкание хозяйственных связей на локальном уровне. Однако не следует забывать, что экономика представляет собой не только совокупность функциональных связей между агентами рынка. Экономическая подсистема является лишь одной из подсистем социального организма, обладающего гораздо более богатым множеством связей. Ослабление экономической, функциональной составляющей общества неизбежно усиливает культурные, политические, персонифицированные отношения между субъектами хозяйственной деятельности. Если мы проанализируем состояние экономики Украины в период кризиса, соответствующего максимуму функциональных нарушений в системе, то можем отметить увеличение удельного веса таких объединяющих факторов как единая законодательная база, внешнеэкономическая политика, культурная идентификация и т.д.
Таким образом, свойство межсистемности не означает, что переходная экономика полностью теряет целостность. Правомернее будет утверждать, что для переходного состояния характерно ослабление системной целостности и усиление роли неэкономических факторов, эту целостность обеспечивающих.
Системный подход, доказавший свою познавательную эффективность в самых различных областях науки, опирается на несколько основополагающих принципов. Во-первых, системный подход ориентирован на изучение объекта как некоторой целостности, обладающей качественно новыми свойствами по сравнению с составляющими ее элементами. Во-вторых, целостность объекта раскрывается через познание конкретных механизмов ее обеспечения. В-третьих, для адекватного отражения объекта необходимо не только выделить разнотипные связи между ее элементами, но и построить достаточно полную типологию этих связей. В-четвертых, многообразие типов связей предполагает множественность расчленения, структуризации объекта.
Системный подход, являясь следующим уровнем конкретизации принципов диалектики, представляет собой не строго формализованную систему методов, а лишь принципы исследования сложных объектов. В этом контексте модельный метод можно рассматривать как дальнейшую конкретизацию принципов системного подхода. Напомним, что моделью принято называть абстрактное, идеализированное отражение существенных (с точки зрения исследователя) свойств реально существующего объекта.
Познавательная ценность модели раскрывается через моделирование, т.е. исследование реальных объектов через анализ структуры и поведения их моделей. Собственно сознание человека, как субъективный образ объективного мира, можно рассматривать как мысленную модель реальности, а процесс познания - как процесс уточнения этой модели.
Отношения субординации между системным подходом и модельным методом проявляются в конкретизации в последнем основных принципов первого. Так, принцип целостности в модельном методе конкретизируется делением всех переменных, факторов, зависимостей на эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние). Таким образом подчеркивается целостность исследуемой системы, устанавливаются четкие критерии определения границы между системой и внешней средой. Типология связей раскрывается в множественном структурировании модели, выделении множества разнородных связей между элементами системы.
Теоретическая модель как отражение идеализированного объекта играет центральную методологическую роль в формировании любой теории. Во-первых, теоретическая модель является формой организации добытых знаний, закономерностей, существенных свойств объекта. Во-вторых, модель играет роль инструмента получения новых знаний об объекте. В-третьих, модель служит механизмом верификации теории, позволяя сопоставить идеализированные теоретические представления с практикой.
Таким образом, понятия модели и теории неразрывно связаны друг с другом. Моделирование подразумевает идеализацию объекта на основании некоторых теоретических допущений (определение существенных свойств). Теория, в свою очередь, представляет собой целостн