Ви є тут

Методика вивчення іменника у шкільних курсах російської та англійської мов (порівняльний аспект)

Автор: 
Коростельова Світлана Анатоліївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0402U000958
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Глава 2. Экспериментальная методика взаимосвязанного
изучения имени существительного в школьных курсах русского
и английского языков 78
2.1. Цели и задачи экспериментального обучения ИС в
сопоставительном аспекте с учетом функционального
подхода на базе двух языков 78
2.2. Принципы, методы и средства экспериментальной
методики обучения категориям ИС в двух языках 81
2.3. Организация и ход опытного обучения ИС в
общеобразовательной школе 91
2.4. Результаты педагогического эксперимента 131
Выводы по II главе 145
Заключение 149
Список использованных источников 155
Приложения А, Б 171-182
Введение
Актуальность исследования. Демократические перемены в нашей стране,
установление и расширение связей (в политике, экономике, культуре) между
Украиной и другими странами, интернационализация всех аспектов жизни общества
выдвинули перед школой задачу формирования высокоинтеллектуальной личности ХХI
века.
В условиях реформирования образования в Украине пересматривается и обновляется
характер социальной мотивации усвоения языков, что принципиально изменяет
подходы к методике их изучения с целью воспитания языковой личности, владеющей
лингвистическими знаниями и способной выполнять различные акты коммуникации в
свете решения проблем нового тысячелетия.
Развитие международных отношений, открытие границ между нашей и другими
странами, распространение новейших компьютерных технологий способствуют
повышению интереса к изучению иностранных языков, в частности, английского
языка. Поэтому, с одной стороны, изучение русского языка, функционирующего на
территории Украины, с другой стороны, интенсивное освоение английского языка,
требуют усовершенствованных методик и моделей обучения данным языкам, в том
числе и в такой области как морфология. В этом разделе одной из основных частей
речи выступает имя существительное (ИС). Это важнейшая группа слов, основой
существования которых выступает действительность, так или иначе познанная
человеком, отраженная в его сознании и, далее, в языке, обсуждение любого
предмета, явления, науки невозможно без использования данной части речи.
Новый подход к изучению языка четко сформулирован в “Концепції мовної освіти в
Україні” (А.М. Беляев, Н.С. Вашуленко, В.Н. Плахотник): “Основной стержень
занятий…- всестороннее развитие устной и письменной речи учащихся. Процесс
обучения осуществляется в определенной системе на основании
коммуникативно-деятельностного подхода” [29, с. 71]. Необходимым условием
реализации данного подхода при изучении категорий имени существительного
является усвоение их на функциональной основе. При разработке нашей проблемы мы
опирались на основные положения школьных программ по русскому и английскому
языкам для общеобразовательных школ, новых критериев оценивания учебных
достижений учащихся по русскому языку для 5-11 классов школ с русским языком
обучения (И.Ф. Гудзик), в которых подчеркивается, что “работа над языковой
теорией, над формированием знаний о языке подчиняется интересам развития речи”
[60, c. 2].
Практическая ценность грамматических знаний и умений относительно ИС в
значительной степени определяет успешность орфографического, пунктуационного,
синтаксического и стилистического анализа, способствуя тем самым овладению
соответствующими нормами русского литературного языка, эффективному
осуществлению различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения
и письма).
При изучении данной части речи (в нашем случае в двух языках) обогащается и
уточняется словарь учащихся, происходит освоение значений слов от конкретных до
абстрактных, развиваются такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение,
классификация и т.д.
При разработке проблемы исследования нельзя не учитывать связь изучаемых языков
(русского и английского) с государственным языком страны - украинским. В целях
более глубокого, всестороннего, в определенной степени интегрированного
обучения имени существительному, мы использовали явления украинского языка для
представления целостной картины сопоставления в трех параллельно изучаемых
языках.
Актуальность исследования обосновывается социальными требованиями формирования
творческой личности, современными тенденциями развития лингвистики относительно
сопоставительного изучения языков в условиях их параллельного существования,
невысоким уровнем сформированности у учеников умений воспринимать, осознавать и
употреблять категории имени существительного, необходимостью повышения языковой
и речевой культуры школьников, что связано с усовершенствованием понимания
лингвистической природы языка для реализации в речи, развитием “познавательной
самостоятельности школьников, их умения работать с информацией, критически
оценивать ее, применять для решения жизненных проблем” [60, c. 2].
Таким образом, целесообразность создания методики обучения ИС в русском языке
как родном, в английском языке как иностранном (с учетом государственного языка
- украинского), а также важность осознания данной части речи не только на
грамматическом, но и на коммуникативном уровне, определили выбор темы, цель,
актуальность исследования, так как воспитание языковой личности включает в себя
изучение основ билингвизма, анализ причин интерференции, роли второго языка в
функционировании двуязычной или полиязычной личности.
Связь темы с научными программами, планами, темами. Тема диссертационного
исследования является структурным компонентом темы, разрабатываемой кафедрой
лингводидактики Херсонского государственного педагогического университета
“Теория и практика подготовки учителя-словесника”, и общеуниверситетской темы
“Актуа