Ви є тут

Формування архітектури міст Ємену VІІ-ХІХ століть

Автор: 
Алі Мохаммед Ібрагім Каузі
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
3402U001729
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ
ИССЛЕДОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ЙЕМЕНА VII-XIX ВВ.

Республика Йемен является составной частью арабских стран, расположенных в регионах Ближнего Востока и континента Африки. И хотя в значительной степени здесь немало общего - религия Ислам, арабский язык, история ранней государственности, все же более значительны в этих странах их национальные отличия. Нас интересуют, прежде всего, понятия национальной архитектуры, как составной части йеменской культуры, которая сформировалась и развивалась в средневековый период. Научно-методический аппарат исследования национальной архитектуры Йемена может быть освещен в трех аспектах: соотношения национального и интернационального; метода научного исследования и метода как системы принципов, раскрывающих особенности национальной архитектуры.

2.1. Национальное и интернациональное как составная часть комп-
лексного исследования средневековой архитектуры Йемена.

В комплексном исследовании архитектуры любого народа, этнической общности, а тем более государства вопросы соотношения национального и интернационального играют огромную роль. Для народов арабских стран, и в том числе Республики Йемен, чувство самосознания своей нации и необходимости переоценки ее вклада в культуру своей страны и других арабо-мусуль-манских стран сформировалось относительно недавно 1. Поэтому исследование национального зодчества является составной частью государственной и международной программы.
Национальное и интернациональное получило отражение в конкретных
__________________________________________
1 Примечание. Объединительные силы йеменской нации одержали победу в антимонархической революции
1962 г. (Северный Йемен) и в антиколониальной борьбе 1967 г. (Южный Йемен).
памятниках архитектуры Йемена на протяжении развития его истории. Эти два
понятия - народного и международного, - находятся в диалектической взаимосвязи особенного, специфически неповторимого, присущего национальной архитектуре, и общего, возникающего благодаря всесторонней связи и взаимозависимости наций, взаимодействию национальных культур и архитектурных школ. Основным источником национального своеобразия йеменской архитектуры можно считать то социально-экономическое бытие, о котором довольно подробно упоминалось в разделе 1. Это национальное своеобразие, как условие становления архитектуры йеменского народа, наметилось еще в древности, когда начались утверждения норм арабо-мусульманской жизни в условиях родоплеменных союзов Йемена. В средние века уже сформировались особенности религиозно-духовной жизни йеменских народов, национальный характер их культуры и традиций.
Так же, как и в других категориях искусства, в архитектуре националь-ное проявляется в содержании и в форме архитектурного памятника. Содержа-ние и форма являются одним из важных аспектов исследования национальной йеменской архитектуры. Общенациональные устремления и черты йеменского зодчества наиболее полно выражаются в деятельности той прослойки общества, которая по материальным и экономическим причинам была в состоянии обес-печить возведение и достаточно пышное декоративное убранство дворцов, ме-четей, медресе, гробниц и других зданий. Не случайно мы не встретим ни одно-го имени зодчего средних веков, создавшего тот или иной образец архитектуры. Мечети, дворцы, гробницы назывались во всем арабо-мусульманском мире именами тех, кто повелел их возвести и дал на это материальные средства. На-пример, главные мечети арабского средневековья названы именами их создате-лей - халифов, эмиров, главных визирей-полководцев и т.д. Большая мечеть Омейядов в Дамаске (708 - 715 гг.), мечеть Мутавакилля в Самарре (IX в.), ме-четь ибн-Тулуна в Каире (IX в.), мечеть Сиди-Окба в Кайруане (IX в.), мечеть ибн-Зейтуна в Тунисе (IX в.), мечеть Мохаммеда Али в Каире (XVIII в.) и дру-

гие. Главная мечеть мусульманского мира, в Мекке, получила имя Аллаха - мечеть Бейт-Уллах (VII-XVII вв.). Гробницы и мавзолеи именовались в соответствии с именами погребенных: мечеть-мавзолей мусы аль-Кадима в Багдаде (XIV-XVI вв.), мавзолей имама Али в Неджефе (XIVв.), святых имамов в Кербеле, Самарре (Ирак), султана Олджейту-Ходабенде в Сольтание (XIV в., Иран) и другие.
Здание-мавзолей в Медине, где покоится прах Пророка Мохаммеда, получило название Харам.
Имена зодчих в средневековой архитектуре Йемена также не сохранились, т.к. здесь существовало такое же негласное правило - возвеличивать правителей, имамов и полководцев. Однако любое здание, отличающееся яркостью и национальным своеобразием, обязательно несет на себе черты народной архитектуры. Для того, чтобы выявить и закрепить национальное в содержании архитектуры, необходимо использовать национальные особенности формы, в том числе архитектурно-художественного языка. Изучение, исследование национальных особенностей подобным методом приведет к разгадке феномена йеменской национальной архитектуры от средних веков до нового времени.
Если рассматривать архитектуру как один из видов искусства, то можно прийти к выводу о том, что архитектура обладает своими специфическими возможностями для воспроизведения национального. К ним относятся, прежде всего, средства архитектурной композиции: метр, ритм, контраст, нюанс, цвет, масштаб, симметрия, пропорции, тектоника и т.д. Соотношение целого в архитектурном памятнике к его деталям также существенно для оценки национального. К важнейшим характеристикам национального следует отнести также архитектурный образ. Для йеменской архитектуры наиболее отличительным является архитектурный образ жилого дома - в виде традиционного дома башенного типа.
Поскольку основной уклад жизни йеменского народа на протяжении длительного времени сохранялся без особых пер