Ви є тут

Психолого-педагогічні засади об'єктивності оцінювання вчителем успішності навчальної діяльності школярів

Автор: 
Погрібна Олена Дмитрівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0402U001780
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБЪЕКТИВНОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧИТЕЛЯМИ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Программа исследования и контингент испытуемых

Экспериментальное исследование проблемы объективности оценивания учителями успешности учебной деятельности учащихся проводилось в три этапа, соответствующих поставленным задачам:
1. Изучение значимости балльных отметок для учителей, учащихся, родителей.
2. Изучение существующих тенденций в выставлении учащимся отметок в зависимости от стиля руководства учителя.
3. Исследование влияния личностных особенностей учителей на стиль руководства, оцениваемых в ходе обучения школьниками.
4. Изучение психолого-педагогических особенностей опроса и оценивания учащихся учителями, использующими разные стили руководства.
5. Исследование влияния личностных особенностей учащихся на качество их оценивания.
На первом этапе выяснялось мнение учителей, учащихся и их родителей о значимости отметок и их объективности.
На втором этапе экспериментально проверялись объективность и методика выставления учителями отметок, стили оценочной деятельности учителей, а также личностные характеристики учителей и соответствующие им стили руководства.
На третьем этапе выявлялась связь объективности оценивания успеваемости учащихся с их индивидуально-личностными характеристиками.
Исходным моментом первого этапа исследования явилось получение экспериментальных данных, отражающих актуальные проблемы балльных педагогических оценок с точки зрения субъектов учебно-воспитательного процесса школы: учителей, учащихся, родителей.
Достижение этой цели потребовало разработки анкеты для учителей, учащихся, родителей. При составлении анкет нами учитывался комплекс целенаправленных и случайных факторов, воздействующих на формирование личности школьника. Анкеты для каждой группы респондентов построены по принципу закрытых вопросов с тремя вариантами ответов. Тексты анкет представлены в приложении.
Исследование проводилось с участием учащихся 1-11 классов (390 человек), родителей учащихся (250 человек), учителей-предметников (150 человек) ряда средних общеобразовательных школ г. Одессы (8, 25, 35, 56, 63) в течение 1998-99 учебного года.
На втором этапе исследования (1999-2000 гг.) для проверки объективности выставляемых учителями отметок использовался критерий "согласия" Пирсона, позволивший установить соответствие между реальным рядом отметок по предмету и теоретическим рядом отметок, построенным в соответствии с законом реального распределения [124].
Стили оценочной деятельности учителей мы выявляли по опроснику и карте наблюдения Ю.Б. Гатанова (1990) за деятельностью учителя, которые дифференцировали учителей на три группы: учителя-демократы, учителя-либералы, учителя-автократы.
В соответствии с задачами исследования нами разработана шкала "Анализ оценочной деятельности учителя в ситуации опроса". Принципы построения и содержания оценочной шкалы рассмотрены в параграфе 2.3. Исследования на втором этапе проводилось на базе ряда общеобразовательных школ г. Одессы. Контингент обследуемых учителей-предметников составлял 23 человека, отобранных из общего числа учителей-предметников (150). При составлении выборки учителей специфика предмета преподавания не являлась основным фактором, т.к. по Б.Г. Ананьеву [5], на индивидуальный стиль деятельности учителя она оказывает опосредованное влияние. Однако для чистоты эксперимента из выборки были исключены учителя музыки, изобразительного искусства, физической культуры, трудового обучения. Стаж работы учителей-предметников составлял не менее 7 лет. При анализе экспериментальных данных мы не учитывали половых различий - из 23 испытуемых 21 были женщины.
Таким образом, на этом этапе эксперимента выявлялась зависимость объективности отметок учителя, методические особенности проведения им опроса от индивидуального стиля руководства.
Третий этап исследования ставил задачу установления зависимости объективности оценивания успеваемости учащихся от их индивидуально-личностных особенностей. Индивидуально-типологические характеристики выявлялись с использованием экспресс-методов изучения свойств нервной системы, разработанных Е.П. Ильиным (1976).
Для изучения личностных особенностей учащихся использовался 16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла (форма А) [2].
Это же психодиагностическая методика использовалась для установления связи личностных особенностей учителей с разными стилями руководства. Данный этап экспериментального исследования осуществлялся в течение 1998-1999 учебного года.

2.2. Разработка и апробирование анкет на выявление значимости и объективности отметок для учителей, учащихся и их родителей
В начале исследования нам необходимо было выяснить степень значимости балльных педагогических оценок для всех участников учебно-воспитательного процесса школы, поскольку значимость оценивания сама по себе способна оказывать влияние на его объективность.
В качестве основного метода сбора эмпирических данных был выбран метод анкетирования. Согласно Н.В. Кузьминой [85], анкетирование отличается малой трудоемкостью проведения и обработки. В тоже время, анкета предоставляла возможность составить общую картину по проблеме оценивания успешности учебной деятельности школьников.
Анкета закрытого типа разработана нами для учащихся II-XI классов и состоит из 26 вопросов, направленных на изучение различных аспектов оценивания учебной деятельности. Последовательность вопросов была определена с использованием таблицы случайных величин [152].
Цель анкеты - выяснить степень психологической значимости школьной отметки для учащегося:
а) с этим непосредственно связано, насколько остро ученик реагирует на объективность оценивания;
б) в какой мере школьные отметки влияют на самооценку учащегося в среде сверстников и, следовател