Ви є тут

Маркетинг iнновацiйної дiяльностi в розвитку пiдприємства

Автор: 
Панжар Олександр Iллiч
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
3402U001873
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЪЮНКТУРЫ - ОСНОВА ВЫБОРА
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1. Методические положения по маркетинговому анализу инновационной деятельности

Как отмечалось, содержание инновационной деятельности является весьма неоднородным. Все ее составляющие условно могут быть сгруппированы в так называемые типы инноваций:
разработка новых либо модернизация уже имеющихся образцов продукции;
освоение новых рынков сбыта;
обновление производства (освоение новой технологии, нового производственного метода, прочих направлений технико-технологического перевооружения производства) и освоение новых источников сырья и материалов;
преобразования, касающиеся совершенствования организационно-управленческой сферы.
Подобная дифференциация обусловливает необходимость использования принципов маркетинга к анализу инновационной деятельности, который предусматривает соединение этих составляющих и позволяет сделать вывод о степени обновления предприятия. Вместе с тем, основываясь на существующих методических разработках, это сделать весьма затруднительно, что вызвано рядом обстоятельств. Во-первых, отсутствует единая система показателей, характеризующих различные аспекты инновационной деятельности. Во-вторых, инновационная деятельность предполагает получение различных видов эффектов: экономического, научно-технического, социального, экологического и др. В-третьих, в основе существующих методов лежит расчет эффективности инновационной деятельности, определяемой как соотношение затрат на разработку и внедрение новшества и прибыли, полученной в результате этого внедрения. Однако данный метод не всегда позволяет в полной мере определить эффективность, т.к., с одной стороны, процесс разработки инноваций иногда может длиться многие годы. С другой, прибыль, полученная от внедрения новшества, не имеет четко выраженных временных границ и окончательно формируется лишь при завершении жизненного цикла товара.
В некоторых случаях, в частности, при необходимости сопоставления уровня инновационной деятельности в отношении как ряда объектов исследования, так и ряда лет, более приемлемым является метод квантификации. Несмотря на его очевидные преимущества в экономической теории слабо рассмотрена возможность количественного выражения качественных черт явлений либо процессов. Согласно данному методу уровень инновационной деятельности определяется состоянием определенных качественных черт, на которое оказывают влияние значения количественных показателей. Поскольку анализ предполагает необходимость сопоставления данных, то помимо абсолютных показателей (K) используем также относительные (U).
В качестве объектов исследования могут быть выбраны однородные по типу производства и ассортименту выпускаемой продукции предприятия (N). Поскольку предлагаемые методы не предусматривают ограничений по числу одновременно исследуемых объектов, то N??1,2,3...n?. За исследуемый период, обозначенный I, может быть взят практически любой отрезок времени, отражающий динамику значений показателей за ряд лет, I??1,2,3...i?.
В первой части методических положений определяются характеристики первого типа инноваций. Необходимо отметить, что специфика этого типа инноваций предполагает наличие двух обоюдно значимых для анализа этапов (аспектов исследования): разработки и внедрения. Важность анализа первого аспекта обусловлена тем обстоятельством, что на многих отечественных, особенно крупных, промышленных предприятиях полный жизненный цикл инновации может быть весьма значительным и составлять пять, десять и более лет. Поэтому вполне возможна ситуация, при которой внедряются новшества, запланированные еще в доисследуемый период, в то время как разработка новых не предусмотрена. Важность анализа второго аспекта заключается в том, что представленные к разработке проекты не предполагают в последующем их обязательную трансформацию в новшества, а затем и в инновации. Другими словами, новшества могут планироваться, но при этом на рынке не внедряться. Таким образом, только при анализе этих двух аспектов реально отображается непрерывность, целостность и последовательность инновационной деятельности, и, следовательно, ее общий уровень по данному типу инноваций.
Анализ первого аспекта предполагает выделение двух качественных черт. Первая - активность внесения (представления) проектов для разработки, выражаемая показателями KB1ni и UB1ni ,
где В1 - проекты новой продукции, представленные для разработки.
Данные показатели отражают соответственно абсолютное и относительное значение представленных для разработки проектов на n-ом предприятии в i-ом году. При этом:
UB1ni = (KB1ni / KB1nI) . 100%, (2.1)
где KB1nI - абсолютное значение представленных для разработки проектов на n-ом предприятии за весь исследуемый период.
Вторая качественная черта характеризует радикальность проектов, представленных для разработки. Необходимость ее выделения обусловлена тем, что проекты имеют существенные различия по таким факторам, как степень сложности, масштабность, новизна и т.п. Это обстоятельство не позволяет сделать вывод об уровне инновационной деятельности лишь на основе характеристики первой черты. В качестве примера рассмотрим гипотетическую ситуацию, когда одно предприятие активно представляет проекты для разработки, однако их сущность заключается лишь в незначительных преобразованиях. Другое, напротив, для разработки вносит проекты не так часто, но при этом они предполагают гораздо более масштабные преобразования. Таким образом, с целью достижения сопоставимости результатов исследования необходимо дифференцировать проекты по степени их радикальности. Важно подчеркнуть, что для каждой сферы деятельности должна быть использована индивидуальная шкала, предусматривающая определенное число степеней радикальности. В данном случае условно выделим четыре степени, которые оценивают проекты, предполагающие соответственно: Ir - разработку высокосложного, принципиально нового изделия; IIr - раз